Тема Великой Отечественной войны и современные дети
В школах тема Великой Отечественной войны поднимается постоянно: проводятся классные часы, конкурсы, концерты, показываются фильмы. Кто-то из детей реагирует остро, кого-то это все не затрагивает. Должен ли учитель ставить перед собой цель достучаться до сердца каждого ребенка этой темой? Возможно ли вообще, чтобы все дети близко к сердцу воспринимали эти разговоры?
В социальной сети «ВКонтакте» в учительской группе состоялся интересный разговор как раз об этом. Началом разговора послужило сообщение одного из участников группы: «Хочу поделиться... Учу 1 класс. Вспомнила, как когда- то нам в 1 классе проводили классный час про войну. Учитель читала стихи, показывала фотографии, мы плакали... Сегодня я воспроизвела тот материал, добавила музыку, выучила стихи, показала маленький отрывок из фильма. Пока рассказывала стихотворение - сама прослезилась. В конце смотрю на детей, а они спрашивают: «Все? Теперь можно на физ-ру переодеваться?»
Из множества оставленных к сообщению комментариев мы выбрали наиболее интересные и показательные.
«Знаете, поймала себя недавно на мысли: сама со слезами на глазах слушаю о ВОВ и т.п., но абсолютно спокойно слушаю о войне 1812 года, Ледовом побоище...может, все дело в отрезках времени?»
«Мои второклашки в массе еще слушают и кое-кто и слезу пускает. Но надеть открытку для ветерана на голову и ржать тоже могут... Но надо учить, надо воспитывать. Хотя стихи на них уже вряд ли подействуют. Я им рассказываю про детей на войне, это им ближе, они могут поставить себя на их место».
«Первый класс - это ж малыши совсем!
Мои первые слезы сочувствия проявились только после рождения детей».
«Автор же написала, что сама в 1 классе плакала. Дело не в возрасте, сейчас дети действительно не так воспринимают эти трагические события. Мне нужно было отправить двух желающих на маленькое памятное мероприятие, посвященное Блокаде. Все отказались. Потом два мальчика согласились пойти, я даже прослезилась из-за этого».
«Они и в 5, и в 7 классе ничего не чувствуют, ну или им совсем ничего не интересно, кроме гаджетов. Это очень печально».
«Мне, кажется в первом классе они еще маленькие. Я готовила для пятого в этом году и одиннадцатого. Материал был разный. Для пятиклашек основой послужил фильм "Невыученый урок", одиннадцатым провела параллель между жизнью ребят времен ВОВ и их жизнью. Нашла очень хороший соц.ролик. Вчувственность старших ребят была больше. Они уже больше понимают, глубже уважают, знают ценность жизни».
«Не перебивали? Не мешали? Уже этому можно радоваться. Если хотели от таких малявок обратной связи, надо было минуток 5 выделить на рефлексию и самой поставить точку какой-нибудь красивой фразой».
«Их поколения не знают живых ветеранов, не перебирали их ордена, не слушали рассказы с полей боя, в отличие от нас. Удивляться нечему. Хотя мой старший в детском саду на утреннике ко Дню Победы плакал.. Но он и рос с прадедом, живым ветераном, шрамы его видел..»
«Та же история. Готовились к Дню снятия блокады. Дети сказали, что им это уже надоело.....и на уроках и на продленке....слов нет».
«Может быть, просто стихи и подборка душу не тронули?
Меня некоторые стихи трогают, некоторые нет».
«Сегодня на концерте вообще не просто прослезилась, а действительно, от души плакала.
Хотя некоторые стихи из тех, что читались, видела раньше и они оставили меня равнодушными».
«А мы сегодня с 6-м классом смотрели фильм студии "Парашют ", который нам всем разослали для классного часа. "Дети войны" называется. Класс очень трудный, непробиваемый, как говорится. Но смотрели, затаив дыхание. Правда, обсудить потом не успели. Фильм про детей ВОВ и немного про войну в Луганске. Его можно найти на YouTube, если кого заинтересовало».
«А я сегодня рассказывала в 5 классах о пионерах-героях, фильм показывала... Тишина стояла гробовая. Потом читали "Рассказ танкиста", от желающих не было отбоя. На дом задала учить любое стихотворение о войне, многие почему-то были счастливы)))) Дальше читаем "Сына полка"».
«Вот читаю комментарии и думаю... "им уже этого не понять. Не то поколение". А разве не мы воспитывали это поколение, не наш ли это "прокол" и хвала тому поколению, что воспитывало нас. "Их поколение не знает живых ветеранов..." Разве не наша это задача поддерживать память. Мало живых ветеранов, но есть хроники, интервью. Если опустить руки и расписаться в своем бессилии ни чего хорошего из этого не выйдет. Я бы в первом классе их на сочувствие вообще не вызывала, не тот возраст. Лучше представить солдатов как супер-героев, рассказать о подвигах, о сынах-полка, вызвать гордость. Нужно продолжать рассказывать, показывать, правильно подбирать материал».
«Все правильно, воспитывать нужно... У меня сын 5 лет просит фильмы про войну (Великую Отечественную), и уже отличает черепашек-ниндзя - выдуманных "героев" от наших прадедов - настоящих, и человек в форме для него пример для подражания. Особенно в тельняшке и голубом берете. И в школе тематике ВОВ уделяется большое внимание, ну правда школа в военном микрорайоне и у большинства родители служат. Так что нашим детям военная тематика близка. Все зависит от воспитания».
«А я от своих ждала именно такой реакции: ну можно мы уже пойдём? А они застыли, в классе как будто нет никого. 6 класс. Смотрели видео с песней "Саласпилс"».
«Сегодня в 8 классах читали стихи о войне, слушали песни войны. Ученики слушали, читали выразительно, некоторые не скрывали слёз».
«Сейчас мои 11, 10 и 6 с упоением смотрят 4 танкиста и собака. И в Бессмертном полку старшие пойдут. Все из семей идет».
«Как ни печально, но у каждого поколения своя война. А хорошо бы, чтоб не было на нашей памяти войн, ни прошлых, ни настоящих».
«Если слишком часто говорить про патриотизм, победу и войну, то истинное значение этих слов стирается. Отсюда и равнодушие. Мне пятиклашки так и сказали: "Мы устали от разговоров про войну", и я их понимаю. Они много о ней слышат сейчас, каждую четверть проводят мероприятия, но истинный смысл не понимают - я не считаю, что в этом их вина. Логичное последствие ситуации, когда День Победы это ленточка на майонезе и танки на площади, а не рассказ об ужасах войны».
«Я вас умоляю, девочки из вашего класса будут плакать над этим после того, как родят!
А мальчики, как в армию сходят, в "горячие точки" попадут и выживут».
«Я и в первом классе могла расплакаться от всего, что связано с тематикой ВОВ, потому что до апреля прошлого года был жив мой дедушка-фронтовик, благодаря которому я не могла воспринимать подобную тему равнодушно. А сейчас в семье больше некого расспросить о том времени, что и как было на самом деле. И соглашусь с автором одного из комментариев: теперь исключительно на нас возлагается огромная ответственность, как наши дети будут относиться к теме ВОВ. И мне от осознания этого факта становится, на самом деле, очень страшно((((((((( Мне кажется, что лично я до своих будущих детей не смогу донести хотя бы частичку осознания того, как следует относиться к подобной теме(((((
Но будем держаться, коллеги!!! Во имя памяти тех, кто застал страшное время с 1941-ого по 1945-ый гг. и кого с нами уже нет!! И, конечно, ради тех, кто ещё жив и видят, как растут их правнуки!)»
«Я очень благодарна учителю литературы, мои детки в 8 классе изучали "Молодую гвардию" Фадеева, не знаю, что там на уроках происходило, но прониклись они этим произведением. Сами нашли песню "Краснодонцы" на Фестиваль солдатской песни, ролик нашли, всю душу свою вложили в выступление. Может быть подросли уже, раньше тема войны так не затрагивала детей, не заставляла их все это через себя пропускать информацию».
«Несколько дней назад я прикрепила к одежде георгиевскую ленточку. Так часть младших школьников едва ли не с сарказмом спросила "А что, эти штуки уже можно надевать? Вы что, уже победу празднуете?". Другие недоуменно вопрошали: "Дарья Владимировна, а что это у вас такое?". Представители среднего звена саркастично ухмыльнулись: "О, Дарья Владимировна... патриотка!"».
«Я только одного не могу понять: вы степень успеха проведения подобных мероприятий отслеживаете по количеству рыдающих? Ваша задача рассказать, а не до слез довести. Ваша манипуляция не удалась, и замечательно».
«Рыдание-то не самоцель, конечно. Иногда и смех-защита. Но все чаще равнодушие...
Про возраст не согласна. Ребенок в первом классе многое может понять, просто восприятие войны не то. Я в 7 лет стояла пост у вечного огня и памятника павшим вместе со своими одноклассниками. Помню, что очень переживала, старалась изо всех сил, ведь такая ответственность, старалась для погибших бойцов».
«Я не понимаю уже ничего. Вы в курсе, что для многих старшеклассников 1945 и 1812 - это почти одинаковые даты? И почему эффективность занятия оценивается количеством прослезившихся детей? Сентиментальность останется сентиментальностью, а незнание детьми истории своего государства чревато. Каша у них в голове. И не только у них».
«Не требуйте от детей эмоций, которые в силу возраста они не могут вам показать! Делайте свое дело: рассказывайте о войне, приказывайте фильмы, включайте песни военных лет... Они дорастут! Я себя помню в школе, тема войны была далека и непонятна, встреча с ветеранами, поздравления им воспринимала как общественную работу, нагрузку. Осознание пришло позже, когда я стала взрослой».
«Катерина, мы-то застали своих дедушек и бабушек, которые эту войну знали, и нам рассказывали, мы их не только застали, но и любили, а для нынешних детей это всего лишь фотографии или памятник на кладбище. Мало кому из учеников довелось с прадедами пообщаться, а уж первоклашкам и подавно. И еще: здесь от воспитания семейного всё зависит, если родители вот так относятся, что от детей ожидать можно?»
«Воспитанием мы можем сохранить только память и уважение, но никак не требовать слез и т.п., т.к. для нынешних детей (в отличие от нас) это уже чужие люди. И это не должно быть скопом по всем каналам только в преддверии праздников, когда по всем каналам фильмы про войну, когда даже у меня тошнотворный рефлекс. Фильмы о войне, о дружбе должны постоянно появляться на каждом канале и не в 00-00, а вместо тупых сериалов про то, как несчастную подбирает богатый и добрый (все сериалы с одним сюжетом) и вместо блатных разборок и стрелок разных паханов».
«Вы забываете об одном моменте: ничто не может вызвать сильных эмоций, если говорить об этом один раз в год. Вы, конечно, меня простите, но никакое музыкальное сопровождение и никакие жуткие фотографии не помогут вам расшевелить людей (любого возраста), не и имеющих ни малейшего представления о событии. Чего мы хотим от людей, когда их родители и учителя вспоминают о трагедии, ветеранах и войне один раз в год?»
В социальной сети «ВКонтакте» в учительской группе состоялся интересный разговор как раз об этом. Началом разговора послужило сообщение одного из участников группы: «Хочу поделиться... Учу 1 класс. Вспомнила, как когда- то нам в 1 классе проводили классный час про войну. Учитель читала стихи, показывала фотографии, мы плакали... Сегодня я воспроизвела тот материал, добавила музыку, выучила стихи, показала маленький отрывок из фильма. Пока рассказывала стихотворение - сама прослезилась. В конце смотрю на детей, а они спрашивают: «Все? Теперь можно на физ-ру переодеваться?»
Из множества оставленных к сообщению комментариев мы выбрали наиболее интересные и показательные.
«Знаете, поймала себя недавно на мысли: сама со слезами на глазах слушаю о ВОВ и т.п., но абсолютно спокойно слушаю о войне 1812 года, Ледовом побоище...может, все дело в отрезках времени?»
«Мои второклашки в массе еще слушают и кое-кто и слезу пускает. Но надеть открытку для ветерана на голову и ржать тоже могут... Но надо учить, надо воспитывать. Хотя стихи на них уже вряд ли подействуют. Я им рассказываю про детей на войне, это им ближе, они могут поставить себя на их место».
«Первый класс - это ж малыши совсем!
Мои первые слезы сочувствия проявились только после рождения детей».
«Автор же написала, что сама в 1 классе плакала. Дело не в возрасте, сейчас дети действительно не так воспринимают эти трагические события. Мне нужно было отправить двух желающих на маленькое памятное мероприятие, посвященное Блокаде. Все отказались. Потом два мальчика согласились пойти, я даже прослезилась из-за этого».
«Они и в 5, и в 7 классе ничего не чувствуют, ну или им совсем ничего не интересно, кроме гаджетов. Это очень печально».
«Мне, кажется в первом классе они еще маленькие. Я готовила для пятого в этом году и одиннадцатого. Материал был разный. Для пятиклашек основой послужил фильм "Невыученый урок", одиннадцатым провела параллель между жизнью ребят времен ВОВ и их жизнью. Нашла очень хороший соц.ролик. Вчувственность старших ребят была больше. Они уже больше понимают, глубже уважают, знают ценность жизни».
«Не перебивали? Не мешали? Уже этому можно радоваться. Если хотели от таких малявок обратной связи, надо было минуток 5 выделить на рефлексию и самой поставить точку какой-нибудь красивой фразой».
«Их поколения не знают живых ветеранов, не перебирали их ордена, не слушали рассказы с полей боя, в отличие от нас. Удивляться нечему. Хотя мой старший в детском саду на утреннике ко Дню Победы плакал.. Но он и рос с прадедом, живым ветераном, шрамы его видел..»
«Та же история. Готовились к Дню снятия блокады. Дети сказали, что им это уже надоело.....и на уроках и на продленке....слов нет».
«Может быть, просто стихи и подборка душу не тронули?
Меня некоторые стихи трогают, некоторые нет».
«Сегодня на концерте вообще не просто прослезилась, а действительно, от души плакала.
Хотя некоторые стихи из тех, что читались, видела раньше и они оставили меня равнодушными».
«А мы сегодня с 6-м классом смотрели фильм студии "Парашют ", который нам всем разослали для классного часа. "Дети войны" называется. Класс очень трудный, непробиваемый, как говорится. Но смотрели, затаив дыхание. Правда, обсудить потом не успели. Фильм про детей ВОВ и немного про войну в Луганске. Его можно найти на YouTube, если кого заинтересовало».
«А я сегодня рассказывала в 5 классах о пионерах-героях, фильм показывала... Тишина стояла гробовая. Потом читали "Рассказ танкиста", от желающих не было отбоя. На дом задала учить любое стихотворение о войне, многие почему-то были счастливы)))) Дальше читаем "Сына полка"».
«Вот читаю комментарии и думаю... "им уже этого не понять. Не то поколение". А разве не мы воспитывали это поколение, не наш ли это "прокол" и хвала тому поколению, что воспитывало нас. "Их поколение не знает живых ветеранов..." Разве не наша это задача поддерживать память. Мало живых ветеранов, но есть хроники, интервью. Если опустить руки и расписаться в своем бессилии ни чего хорошего из этого не выйдет. Я бы в первом классе их на сочувствие вообще не вызывала, не тот возраст. Лучше представить солдатов как супер-героев, рассказать о подвигах, о сынах-полка, вызвать гордость. Нужно продолжать рассказывать, показывать, правильно подбирать материал».
«Все правильно, воспитывать нужно... У меня сын 5 лет просит фильмы про войну (Великую Отечественную), и уже отличает черепашек-ниндзя - выдуманных "героев" от наших прадедов - настоящих, и человек в форме для него пример для подражания. Особенно в тельняшке и голубом берете. И в школе тематике ВОВ уделяется большое внимание, ну правда школа в военном микрорайоне и у большинства родители служат. Так что нашим детям военная тематика близка. Все зависит от воспитания».
«А я от своих ждала именно такой реакции: ну можно мы уже пойдём? А они застыли, в классе как будто нет никого. 6 класс. Смотрели видео с песней "Саласпилс"».
«Сегодня в 8 классах читали стихи о войне, слушали песни войны. Ученики слушали, читали выразительно, некоторые не скрывали слёз».
«Сейчас мои 11, 10 и 6 с упоением смотрят 4 танкиста и собака. И в Бессмертном полку старшие пойдут. Все из семей идет».
«Как ни печально, но у каждого поколения своя война. А хорошо бы, чтоб не было на нашей памяти войн, ни прошлых, ни настоящих».
«Если слишком часто говорить про патриотизм, победу и войну, то истинное значение этих слов стирается. Отсюда и равнодушие. Мне пятиклашки так и сказали: "Мы устали от разговоров про войну", и я их понимаю. Они много о ней слышат сейчас, каждую четверть проводят мероприятия, но истинный смысл не понимают - я не считаю, что в этом их вина. Логичное последствие ситуации, когда День Победы это ленточка на майонезе и танки на площади, а не рассказ об ужасах войны».
«Я вас умоляю, девочки из вашего класса будут плакать над этим после того, как родят!
А мальчики, как в армию сходят, в "горячие точки" попадут и выживут».
«Я и в первом классе могла расплакаться от всего, что связано с тематикой ВОВ, потому что до апреля прошлого года был жив мой дедушка-фронтовик, благодаря которому я не могла воспринимать подобную тему равнодушно. А сейчас в семье больше некого расспросить о том времени, что и как было на самом деле. И соглашусь с автором одного из комментариев: теперь исключительно на нас возлагается огромная ответственность, как наши дети будут относиться к теме ВОВ. И мне от осознания этого факта становится, на самом деле, очень страшно((((((((( Мне кажется, что лично я до своих будущих детей не смогу донести хотя бы частичку осознания того, как следует относиться к подобной теме(((((
Но будем держаться, коллеги!!! Во имя памяти тех, кто застал страшное время с 1941-ого по 1945-ый гг. и кого с нами уже нет!! И, конечно, ради тех, кто ещё жив и видят, как растут их правнуки!)»
«Я очень благодарна учителю литературы, мои детки в 8 классе изучали "Молодую гвардию" Фадеева, не знаю, что там на уроках происходило, но прониклись они этим произведением. Сами нашли песню "Краснодонцы" на Фестиваль солдатской песни, ролик нашли, всю душу свою вложили в выступление. Может быть подросли уже, раньше тема войны так не затрагивала детей, не заставляла их все это через себя пропускать информацию».
«Несколько дней назад я прикрепила к одежде георгиевскую ленточку. Так часть младших школьников едва ли не с сарказмом спросила "А что, эти штуки уже можно надевать? Вы что, уже победу празднуете?". Другие недоуменно вопрошали: "Дарья Владимировна, а что это у вас такое?". Представители среднего звена саркастично ухмыльнулись: "О, Дарья Владимировна... патриотка!"».
«Я только одного не могу понять: вы степень успеха проведения подобных мероприятий отслеживаете по количеству рыдающих? Ваша задача рассказать, а не до слез довести. Ваша манипуляция не удалась, и замечательно».
«Рыдание-то не самоцель, конечно. Иногда и смех-защита. Но все чаще равнодушие...
Про возраст не согласна. Ребенок в первом классе многое может понять, просто восприятие войны не то. Я в 7 лет стояла пост у вечного огня и памятника павшим вместе со своими одноклассниками. Помню, что очень переживала, старалась изо всех сил, ведь такая ответственность, старалась для погибших бойцов».
«Я не понимаю уже ничего. Вы в курсе, что для многих старшеклассников 1945 и 1812 - это почти одинаковые даты? И почему эффективность занятия оценивается количеством прослезившихся детей? Сентиментальность останется сентиментальностью, а незнание детьми истории своего государства чревато. Каша у них в голове. И не только у них».
«Не требуйте от детей эмоций, которые в силу возраста они не могут вам показать! Делайте свое дело: рассказывайте о войне, приказывайте фильмы, включайте песни военных лет... Они дорастут! Я себя помню в школе, тема войны была далека и непонятна, встреча с ветеранами, поздравления им воспринимала как общественную работу, нагрузку. Осознание пришло позже, когда я стала взрослой».
«Катерина, мы-то застали своих дедушек и бабушек, которые эту войну знали, и нам рассказывали, мы их не только застали, но и любили, а для нынешних детей это всего лишь фотографии или памятник на кладбище. Мало кому из учеников довелось с прадедами пообщаться, а уж первоклашкам и подавно. И еще: здесь от воспитания семейного всё зависит, если родители вот так относятся, что от детей ожидать можно?»
«Воспитанием мы можем сохранить только память и уважение, но никак не требовать слез и т.п., т.к. для нынешних детей (в отличие от нас) это уже чужие люди. И это не должно быть скопом по всем каналам только в преддверии праздников, когда по всем каналам фильмы про войну, когда даже у меня тошнотворный рефлекс. Фильмы о войне, о дружбе должны постоянно появляться на каждом канале и не в 00-00, а вместо тупых сериалов про то, как несчастную подбирает богатый и добрый (все сериалы с одним сюжетом) и вместо блатных разборок и стрелок разных паханов».
«Вы забываете об одном моменте: ничто не может вызвать сильных эмоций, если говорить об этом один раз в год. Вы, конечно, меня простите, но никакое музыкальное сопровождение и никакие жуткие фотографии не помогут вам расшевелить людей (любого возраста), не и имеющих ни малейшего представления о событии. Чего мы хотим от людей, когда их родители и учителя вспоминают о трагедии, ветеранах и войне один раз в год?»
Источник:
Новости. Все новости образования.
http://pedsovet.org/dnevniki/patrioticheskoe-vospitanie/tema-velikoy-otechestvennoy-voyny-i-sovremennye-deti
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Новости. Все новости образования.
http://pedsovet.org/dnevniki/patrioticheskoe-vospitanie/tema-velikoy-otechestvennoy-voyny-i-sovremennye-deti
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Похожие публикации
Новости обучения в 2018 году - раздельное, взрослое и детское
Когда мы говорим об обучении взрослых, мы хотим отделить его от обучения детей. Обучение детей подразумевает, что взрослые, то есть учителя обладают знаниями, которыми не обладают дети. В этом случае дети всецело полагаются на взрослых, на их авторитет для приобретения знаний. В этом случае дети всецело полагаются на взрослых, на их авторитет для приобретения знаний. Учитель старается передать знания детям, находящимся в классе. Однако сегодня данный вид обучения не подходит даже для детей.А что же тогда подходит - вы спросите? Всё просто, нужно всего лишь следить за последними новостями про обучения в 2018 году не только в России, но и за рубежом. Так как материал который вы будете читать, на самомо деле носит огромный информационный повод применения его в своих целях в обучении, не только для детей, но и взрослых.