О предках славян пеласгах
Автор: Александр Ставцев
(фрагменты из лингво-исторического курса)
ФРАГМЕНТ: О ПЕЛАСГАХ
Минойская культура – это сплав двух арийских культур, пришельцев-греков и автохтонов-пеласгов. Серая минийская керамика, датированная около 1900 года до Р.Х. преобладает в это время в материковой Греции и распространяется с востока на запад, фиксируя перемещение греческих диалектов на Пелопоннес и острова Эгейского моря, в исторически засвидетельствованные места их жительства. Особый вопрос представляет собой предполагаемый этнический субстрат аборигенных культур, так называемых пеласгов, еще до прихода греков обосновавшихся на Пелопоннеском полуострове. Археологическим эквивалентом пеласгов является культура Димини, вобравшая в себя элементы доарийского субстрата из Северо-Балканской культуры Винча. Пеласги были коренным протославянским населением Малой Азии, долгое время существовавшим чересполосно с протогреками. Именно пеласги послужили этнической основой для ионийского племени – одной из трех составляющих эллинского народа. Потомки Иавана Ионийцы, по мнению Геродота, были пеласгийского происхождения, т.е. в отличие от эллинов-дорийцев – местными автохтонными варварами. Да и сама Эллада первоначально называлась Пеласгией. Мифом о Данае Геродот подтверждает гипотезу о нескольких волнах проникновения греков на Юг Балканского полуострова. Такие волны сопровождаются сменой племенных этнонимов: пеласги; кекропиды; афиняне; ионяне. Дорийская Спарта этнически резко отличается от ионических Афин.
Судя по рассказу Гекатея Милетского, переданному Геродотом, пеласги находились на более высоком уровне культурного развития чем пришельцы греки, значительно превосходя знаниями не только их но и другие народы. Они, в частности, были и прекрасными земледельцами, научившими пришельцев-греков в Афинах получать хорошие урожаи на каменистых почвах Аттики. Пеласги были каменотесами и строителями крепостей. Первопредок пеласгов Фороней основал рынки и был родоначальником меновой торговли. Религия пеласгов была усвоена греками и вошла составной частью в их пантеон. Так древнее пеласгийское божество, аналогичное богине Матери из Чатал-Хююка, стало богиней греков Деметрой.
Матрилинейность наследования по женской линии зафиксирована в историческую эпоху у пеласгов, минойцев, лидийцев, басков, этрусков, пиктов (автохтонов в Британии до кельтов). У пиктов, докельтских автохтонов Британии, матрилинейная система родства сохранялась до 842 года по Р.Х.
Известный советский этрусколог А.И. Немировский, анализируя исторические данные о появлении пеласгов в Италии (точнее, в Этрурии), соглашаясь с Ю.Откупщиковым, пишет: «...пеласги — народ не грекоязычный, а говорящий на языке, близком к греческому. Они родственны иллирийцам, фракийцам, фригийцам и, возможно, праславянам». В книге «Пеласги», вышедшей в Вене в I960 году и написанной Ф. Лохнер-Хюттенбахом, автору удалось убедительно показать, что пеласги обитали на Балканах, в северной части Пелопоннеса (не говоря уже о центральной Греции), на Крите, в Трое, а также и на других островах Эгейского моря и Эгейском побережье Малой Азии.
Среди авторов, писавших о пеласгах, были Эсхил и Софокл. Судя по трагедии Эсхила «Просительницы», пеласгийское царство охватывало на юге Аргос (в Аркадии), на севере – всю Фессалию и Халкидику ( до реки Стримон), на северо-востоке – Додону и область пернов. Во главе этого царства стоял Пеласг, сын Палайхтона. Но впервые название «пеласги» появляется у Гомера. В «Илиаде» «пеласгийский Аргос» употребляется как обозначение Фессалии. Гекатей Милетский, первый греческий историк, писавший о пеласгах, считает их древнейшими обитателями Фессалии. В числе ее пеласгийских городов он называет Кранон. Что касается пеласгийской Фессалии с точки зрения археологии, то около 2500 года до Р.Х. в Фессалии возникает так называемая культура Димини(КД), родственная культурам придунайских племен, и в частности трипольской. Эта культура постепенно распространяется на юг, вплоть до Крита: образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены в древнейших слоях Трои и на Крите. Эпитет «пеласгийская» Гомер прилагает и к Лариссе, одному из фессалийских городов. Гомер знает о пеласгах на Крите, где они обитали вместе с этеокритянами, кидонами, ахейцами и дорийцами, причем сами пеласги, согласно Гомеру, были жителями Малой Азии, судя по тому что они выступали союзниками Трои. Если принять сведения Гомера о пеласгах и дугие исторические факты, напрашивается вывод что пеласги – это народ, населявший Фессалию, часть Малой Азии и часть острова Крит. Потомки Иавана Ионийцы, по мнению Геродота, были пеласгийского происхождения, т.е. в отличие от эллинов-дорийцев – местными автохтонными варварами.
Существовали какие-то древние предания, на которые опирался Гесиод, связывавшие и Аркадию с пеласгами. Во время «дорийского переселения» пеласги могли оказаться в числе «народов моря» и попасть в Аркадию и уже оттуда могли выдвинуться в направлении Италии. Гекатей сообщает о пребывании пеласгов в Аттике и о последующем изгнании их оттуда афинянами. Когда потерпевшие поражение вместе с троянцами пеласги были изгнаны из Фессалии, они рассеялись во всех направлениях, но главная их масса двинулась к Додону, к своим единоплеменникам, где, согласно Гомеру, имелся культ «пеласгийского Зевса» Додоны. И уже оттуда, в поисках средств к существованию пеласги-тиррены-хетруски переправились в Италию, где и высадились в устье реки По. Часть высадившихся основала город Спина, но под натиском варваров, вынуждены были его покинуть. Другая часть мигрировавших на Апеннины пеласгов двинулась в страну умбров и там, сломив их сопротивление, захватила город, названный Кротон. Это произошло уже при третьем поколении после Троянской войны.
Что касается еще одной ветви троянских пеласгов, то после падения Трои произошло переселение части троян в район Лужицкой культуры. Археологическим индикатором, удостоверяющим реальность этого события, служат местные ящичные погребения, спиралевидные бронзовые перстни, витые браслеты и т.п. ВЫВОД: Начало формирования среднеевропейской сербо-венетской культуры лужичан по времени совпадает с окончанием Троянской мировой войны и массовым исходом венетов из Малой Азии и расселением их не только на Балканах, в Норике, на Буковине, на Апеннинах, но даже и в Скандинавии. Ю.А.Шилов считает, что переселение из Троады в Этрурию имело не одномоментный характер, подобно массовому бегству вследствие поражения в Троянской войне, а было нечто вроде миграционной диффузии праславян-ских, вернее пеласгийских лелегов, брежан, венедов, продвигавшихся «янтарным путем» на север в 17-11 вв до Р.Х. к Прибалтике и Левобережью Дуная.
Эллада первоначально называлась Пеласгией. Фукидид, сообщая об обитателях полуострова Акте, указывает на обитавших там пеласгах, которые когда-то жили на о. Лемнос и в Афинах. На Лемносе они были известны как тирсены.
Гелланик Лесбосский отождествляет пеласгов и тирренов, говоря: « тиррены первоначально назывались пеласгами». В поэме Ликофрона «Александра» дочь Приама говорит о катастрофе Трои и о возрождении ее в Италии, в могущест-венном Риме. Пеласгами называет Ликофрон и фессалийских участников похода аргонавтов, он знает о поселении пеласгов в Италии между латинами и давниями. Мессинский пролив Ликофрон называет Тирренским.
Диодор Сицилийский считает пеласгов первыми обитателями Крита и выходцами из Ликии, куда они, в свою очередь, попали из Арголиды.
Согласно Страбону, пеласги населяли в древности Фессалию и Эпир. Часть пеласгов переселилась из Фессалии на Хиос. Фессалия, по Страбону, – родина пеласгов, откуда они переправились ( с пересадками?) в Италию и основали там Агиллу (впоследствии Цере). Возглавлял переселявшихся в Агиллу пеласгов царь Малей (Мал?), резиденция которого находилась в окрестностях Остии. Античный географ пишет: «Наиболее общепризнанным является мнение, что эти энеты были самым значительным Пафлагонским племенем, из которого происходил Пелемен (вождь,упомянутый Гомером). Кроме того, большинство энетов сражалось на его стороне; лишившись своего вождя, они, после взятия Трои переправились во Фракию и во время своих скитаний пришли в современную Энетику». Их возглавлял Антенор, поселившийся с соплеменниками в северной части Адриатического моря.
Грамматик и географ Деметрий Скепсийский (2-й век до Р.Х.), считал, что после разрушения Трои столицей Энея стал город Скепсис (Кебрена), расположенный в верхней части Иды, в Троаде. Там утвердились два царских рода: Аскания, сына Энея, известного также под именем Юл, и Скамандрия, сына Гектора.
Для самих же ахейцев победа над Троей оказалась пирровой. Истощив силы в ней, они не смогли оказать сопротивление пришедшим в Грецию с севера племенам дорян (дорийцев), которые противопоставили бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие. Дорийцы считали себя потомками Геракла. Ахейское население было либо подчинено власти завоевателей, либо ушло в окрестные горы. При этом дорийская «миграцион-ная волна» почему-то миновала Аттику, издавна населенную ванийскими ионийскими племенами. Возможно, что свою роль сыграло присутствие в рядах дорян какой-то части русоариев. В пользу этого говорит и то, что древнейшее упоминание дорян связывает их с Критом. В сер. 2-го тысячелетия до Р.Х. дорийцы добираются до Крита где полнокровное искусство пеласгов уступило место сухой и безжизненной стилизации ахейцев, когда традиционные для минойской живописи мотивы – цветы, морские звезды, осьминоги на вазах дворцового стиля исчезают или перерождаются в абстрактные графические схемы.
Греческая литературная традиция связывала энетов с именем Энея, героя Троянской мировой войны. В «Илиаде» говорится, что предводитель троян Эней был отпрыском древнего царского рода Дардана. Афродита, дочь Зевса, зачала его от героя Анхиза на многолесных вершинах богатой оврагами Иды», в горах близ Трои. Когда Энея ранил его противник Диомед, боги Лето и Аполлон восхитили сына Анхиза и перенесли его в свой храм на вершине Пергама. Так повелитель морей Посейдон спас Энея, чтобы не погиб род Дардана, «Зевсу любимого более всех человеков». У Вергилия Эней наделен новыми чертами, хотя и остался тем же. Это герой Трои, что вынес на своих плечах из осажденного города своего отца Анхиза. Согласно «Энеиде» Вергилия, богов из Трои Эней перенес в Рим и на Апеннинах стал распространяться культ Венеры(Афродиты) и Марса(Ареса). Сын Энея Юл был основателем династии Юлиев, к которой принадлежал Юлий Цезарь.
Италия (Апеннины)- это территория венедо-расенской культуры хетрусков, т.е. праславян. В Венецианской лагуне до сих пор возвышаются небольшие острова с названиями Бурано, Мурано, Торчелло, на которых сохранились тысячи каменных надгробий с архидревнерусскими надписями.
В седьмой книге своей «Истории» Геродот упоминает портовый город Энея в Македонии. А в первой книге описывает распространенный у иллирийских венетов обычай продажи невест, которые славились своей красотой еще со времен Елены Троянской. Совместно с коренными жителями Италии пеласги основали Агиллу, Пизу, Сатурнию, Альсий и др. города. На территории Лация вместе с латинянами и сикулами находились борейгоны (они же «аборигены»), выходцы из Греции. Среди имен этрусских командиров кораблей, посланных на помощь Энею, имелись имена Абас и Купавон, т.е. явно пеласгийские. Абас был прародителем абантов, вероятно иллирийцев. После Троянской войны они убыли в Эпир.
Персонаж Вергилия Купавон, выступающий в роли человека-лебедя, близок к иллиро-славянскому Купале. Плиний Старший считал пеласгов предшественниками тирренов, прибывших из Лидии и поселившихся в Лации, Лукании и Бруттии.
ТРОЯНЦЫ-ТЕВТЫ
В гомеровском «каталоге кораблей» упоминаются предводители пеласгийского отряда, явившиеся по призыву Трои: Гиппофоос и Пилей. Упоминаются Леф и Тевтам, как их называют - соответственно – отец и дед. При этом, в Италии, куда переселились пеласги, на лигурийском побережье засвидетельствован народ тевтанов или тевтов, говорив-ший на греческом языке и основавший город Тевты. Это пеласгийское племя тевтов сменили этруски, вероятно тиррены, построившие там свой город Пизу. Известно, что Италия в греческой литературе называлась Тирренией, что тиррены изгнали пеласгов из их городов.
В греческой традиции Тевкр считался родоначальником тевкров и (!) троянских царей. Согласно Геродоту, тевкры переселились во Фракию до Троянской войны, за исключением одного племени, оставшегося в Троаде.
ПЕЛАСГИЙСКАЯ ЭТРУРИЯ
Земли Италии оставались к тому времени еще малообитаемыми.
Этруски почитали Тура под именем ТурмесаТурмса, а его женская ипостась богиня Турана выступала в качестве ВенерыАфродиты, богини любви.
Нет сомнения в том что пеласги были письменным народом. Хотя Диодор Сицилийский, используя не дошедшие до нас рукописи, пишет, что пеласги первыми заимствовали финикийские знаки письма, изменив их характер, однако известно, что до Гомера имелось лишь линейное письмо Б не финикийского происхождения. Существует мнение, что линейное письмо В микенцев – это греко-палеобалканское койне.
В Италию, став соседями умбров, пеласги, они же тиррены, переселились из Лидии или с острова Лесбос. Диодор считает пеласгов первыми обитателями Крита и выходцами из Ликии, куда они, в свою очередь, попали из Арголиды.
Самая важная миграция в истории древней Италии, однако, произошла в начале I тыс. до Р. Х., когда сюда переселились выходцы из Малой Азии. Кто же мог покидать этот полуостров в то время? Мы едва ли ошибемся, если предположим, что это было население разрушенной в ходе Троянской войны малоазийской Русены. Вот почему сами себя этруски называли расенами! Сохраняя свое родовое имя, они как бы восстанавливали связь времен, поддерживали связь с теми поколениями своих предков, которые участвовали в создании великих цивилизаций Древнего Востока.
После поражения в Троянской войне часть населения АрсавыРусены осталась в Малой Азии и продолжала называть себя русенами.
В последней четверти XIX века на острове Лемнос у побережья Анатолии, недалеко от местонахождения древней Трои, был найден надгробный памятник. Изображено в профиль лицо вооруженного воина и выбиты две надписи. Одна из них расположена над головой воина, а другая – на боковой поверхности стелы. На Лемносе было найдено множество других надписей на том же языке. Все они датируются 7 в. до Р. Х.
По пути из Анатолии в Италию этруски (или какая-то их часть) могли задержаться на острове Лемнос на время достаточное, чтобы оставить о себе следы. Два потока переселенцев – один из бассейна Дуная, другой из Анатолии (как и утверждал Геродот) – в конце концов образовали в высокой степени разнородное население местности, которую мы называем Этрурией и которую они попытались превратить в свою новую родину. Исконной территорией этрусков являлась Средняя Италия, она несколько превышала по размеру район современной Тосканы. Границами собственно Этрурии являлись: с юга и юго-востока – река Тибр, с востока – Апеннинские горы, с севера – Арно, с запада – побережье Тирренского моря. В период наивысшего могущества этруски подчинили своему влиянию как Северную Италию, включая долину реки По, так и более южные к ним области Лациума и Кампании. На этой достаточно обширной территории процветала самостоя-тельная своеобразная культура этрусков, сохранились многочисленные памятники их высокоразвитого искусства.
Характерные для начального этапа истории Этрурии интенсивные торговые связи со странами Переднего Востока, прежде всего с Финикией, к концу 7 в. до Р. Х. сменяются прочно и надолго установившимися связями с Грецией и греческими городами на юге Италии. Отношения с ними далеко не всегда дружественные, иногда переходящие в военные конфликты, оказали большое влияние на этрусскую культуру, особенно искусство. Этрурия этого периода представляла собой союз двенадцати городов, каждый из которых вместе с прилегающей к нему территорией являлся самостоятельным государственным образованием. Этими городами были Вейи, Цере, Тарквинии, Вульчи, Руселла, Ветулония, Воллатеры, Арецци, Кортона, Перузия, Клузий, Вольсинии.
Тарквиний первоначально назывался Тархны, а это название практически тождественно Тарханам. Во главе городских общин стояли цари-жрецы (римляне называли их лукумонами). Первым царем у этрусков был Тархон. О Тархоне известна такая легенда. Однажды он усердно пахал свое поле, взрезая плодородную целину. И вдруг его изумленному взору предстала человеческая голова, слегка приподнимавшаяся над бороздой. У этого диковинного существа было лицо маленького ребенка, но седые, как у старика, волосы. Испуганный этим чудом, Тархон позвал на помощь. Другие лукумоны, работавшие неподалеку на своих полях (в те времена нравы отличались простотой, и никто не гнушался труда пахаря), поспешили на призыв Тархона. На глазах изумленных людей из земли явился бог Таг (Тагес), чтобы передать лукумонам установления, в согласии с которыми они должны были учить людей. Легенда утверждает, что жрецы записали эти законы на восковых табличках. Важнейшей частью его установок стали правила гадания по внутренностям животных. На их основе позже возникла целая наука – гаруспиция, которую развили и широко использовали римляне.
Как только чудесный ребенок, рожденный землей, исполнил свою миссию, он тут же погрузился обратно в борозду, и больше его никто уже не видел. Гадание по внутренностям жертвенного вепря было обычным делом и на Руси. Писатель В.И. Щербаков в книге «Века Трояновы».
Жители Передней Азии еще в 3 тыс. до Р. Х. соблюдали культ подземного бога Дагона. Дагон, Таг – имена практически одинаковые. Если же применить правило перехода «г» в «ж», то мы с полным основанием можем считать имя Тага аналогичным имени Дажьбога. По существу, это разные написания одного и того же имени. Даж-бог, как Таг или Дагон, связан с Матерью-Землей. Поэтому и гаруспики в Древней Руси были, скорее всего, служителями Дажьбога (Даждьбога). В древние времена переселение с одного места на другое было рискованной процедурой: приходилось опасаться, что обожест-вленные предки разгневаются и обрушат свою кару на колонистов. Эней, например, привез с собой своего отца и отцовских богов.
21 апреля 753 года до Р. Х. произошло одно из главных событий мировой истории: был основан Рим. Сам ритуал закладки нового города осуществлялся в строгом соответствии с древними обычаями этрусков. Когда гаруспики выбрали на Палатинском холме подобающее место, там разожгли огонь. Через этот костер перепрыгнули все, кто пришел с Ромулом на новое поселение: тем самым они очистились от зла. Затем гаруспики велели Ромулу выкопать в земле круглое углубление в том месте, где он желал разместить центр будущего города. Это углубление, или мундус, должно было стать каналом, через который обожествленные предки смогут посещать мир живых в определенные три дня года. Ромул и каждый из его спутников благоговейно опустили в мундус по горсти земли, принесенной с собой из Альба Лонги. В ходе следующего обряда Ромул должен был провести границу будущего города. Он запряг в бронзовый плуг белого быка и белую корову. Облачившись в священные одеяния, Ромул провел вокруг мундуса на нужном расстоянии глубокую борозду.
В промежутке с середины 4 в. до Р. Х. по 280 г. до Р. Х. этрусские города четырежды выступали против Рима, но каждый раз оказывались биты. В результате этих неудач все этрусские города переходят на положение подчинения Римской республике: им запрещалось проводить собственную политику, их мужское население обязано было служить в римской армии. Особенно жестоко поступили римляне с одним из самых непримиримых этрусских городов – Вольсиниями. Согласно византийскому историку XII в., после подавления мятежа римляне сровняли город с землей, чтобы затем заново отстроить его на озере Больсена, где положение города было гораздо более уязвимым.
РЕЦИЯ-НОРИК
У римлян существовало мнение, что этруски родственны ретам – народу, обитавшему на территории античной Реции. Ее территория охватывала нынешнюю Восточную Швейцарию, Южную Баварию и область Тироль. Помимо ретов здесь проживало также арийское племя винделиков (вандаловвенедо-ликийцев!). Те из этрусских граждан, которые не хотели служить Риму, пробирались в Рецию, к дружественным венедам. Ученые-слависты, к сожалению, не обратили внимания на эту важнейшую для славянского мира миграцию. Но ближайшей восточной соседствующей землей Реции была так называемая область Норик (земли между верхним течением Дравы и Дунаем). Не ресы ли (реты) хранили там свое древнее этническое имя? Кстати, и среди славян, оставшихся в Западной Европе, зафиксирован народ, который тоже называл себя расенами – это… сербы! Почему бы не предположить, что в их числе были и расены-реты, хранившие свое древнее этническое имя? Кстати, и среди славян, оставшихся в Западной
Наиболее вероятным представляется следующий маршрут расселения малоазийских расенов, который и был предложен Е.В. Кузнецовым:
Калабрия ; Южная Франция ; и далее {Северная Испания, Северный Уэльс, Балтика}.
В первые века христианской эры в Галлии существовало племя рутенов (в Западной Европе так именовали русинов). У Прокопия Кесарийского (6 в.) в сочинении «О готской войне» о том, что в Бруттии (древнее наименование Калабрии) «на том русском (!) берегу древние римляне соорудили крепчай-шую крепость». До сих пор в 7 километрах от берега на высоте (от уровня моря) 227 метров существует город Россано. В нем живут «россанези» в количестве 20 000 жителей.
773—774 гг. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII–XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию – столицу лангобардов – от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны. Русские поселения существовали в Западной Европе задолго до образования Киевской Руси! И создавали их выходцы из малоазийской Русены – расены-этруски. Они не исчезли, не растворились в среде римлян, а отдельными группами разошлись в самых разных направлениях, гна Дунай и далее в Поднепровье, в Испанию, Францию и даже на Британские острова.
Между балтийскими и адриатическими венетами пролегал знамени-тый с глубокой древности «янтарный путь». Страбон пишет: «Области за Падом населяют генеты и истрийцы, живущие на пространстве вплоть до Полы». «Над генетами живут карны, враги римлян. Здесь находилась древняя Норея(т.е. Норик), город, через который проходил янтарный путь». Археология подтверждает появление в Балканском регионе жителей средиземноморского типа во времена после окончания Троянской войны. Предания о Троянских временах и князе Палемоне(Пилемене) сохранялись до средневековья и включались в летописи. У болгар это было любимое чтение.
ФРАГМЕНТ:
«НАРОДЫ МОРЯ»
Название «Аттика» в самых разных европейских языках может быть связано с понятием «отец» «атта», он же тятя, и потому его можно перевести как «отечество». Ахейцы стали родоначаль-никами классических греков, когда они в значительной степени усвоили культуру первопоселенцев. Так, их оборонительные укрепления в городе Микены, согласно письменной традиции, строили так называемые циклопы, т.е. исполины. Примечательно, что во главе их государства стоял правитель, носивший титул «ва-на-ка», соотносящийся с корнем «ван», от которого происходит также и название племени ионийцев (ванийцев, поскольку буквы соответствующей звуку «в» у др. греков не было). Ахейцы сохранили и культы многих пеласгических богов.
Лингвисты полагают, что на рубеже 3-го и 2-го тысячелетия на территории Малой Азии возникает «восточная» диалектная общность, которая, в свою очередь, к сер. 2-го тысячелетия до Р.Х. распадается на диалекты: аркадийский, ионийский, эолийский. Причем вся эта диалектная группа противостоит дорийскому диалекту, который тоже входил в «восточную» диалектную общность, сохраняя наиболее архаические черты общегреческой языковой.
Западный берег Малой Азии стал своеобразным последним плацдармом культурной экспансии для малоазийских греков перед их выдвижением на Эгейские острова и в материковую Грецию.
Известно, что в это движение включаются «народы моря» Восточного Средиземноморья, что и было зафиксировано египетскими источниками. Это нашествие привело к гибели около 1200гг до Р.Х. и Хеттского государства и Грекомикенской державы.
Первой волной миграции в Южную Европу с территории Русской равнины были подняты сикулы, они же сколоты, они же лигииликийцы. По времени эта волна была синхронна активному заселению теми же племенами и юга Греции и Крита а это рубеж 4 и 3 тыс. до Р.Х. Греки называли их пеласгами.
ЦИКЛОПЫ - СИКУЛЫ
В латинской традиции циклопов называли сикулами, от их имени произошло название острова Сицилии (Сикелии). Помимо сикулов в числе древнейших обитателей Италии упоминают также лигиев, или лигуров (это ликийцы!). Но другая часть этого народа, известная античным историкам как лигии, перебралась в Европу. Лигии проживали в Верхней Италии и Южной Франции, на Балеарских (Белоярских!) островах, Корсике и Сардинии (впоследствии их вытеснили отсюда кельты. О коренных жителях Сицилии Фукидид сообщает: «Уже в древности весь остров был заселен различными народностями. По преданию, древнейшими обитателями Сицилии были жившие в одной ее части киклопы и лестригоны, они были потомками ариев и пришли в Южную Европу с территории Русской равнины в 4–3 тыс. до Р. Х. Лестригоны в переводе с греческого означает «приро-жденные грабители» – так, по-видимому, называли базирова-вшихся на Сицилии пиратов.
Циклопы напоминают о сообществе древнеэлладских бронзокузнецов. В их честь группа островов Эгейского моря названа Кикладскими. На них, наряду с культурой материковой Греции и Крита, в медном и бронзовом веке (XXVI – конец XII в. до Р. Х.) существовала особая культура, названная кикладской. Во II тыс. до Р. Х. она испытала влияние критской и микенской (материковой) культур. Поселения жителей Киклад состояли из построек прямоугольной, реже – закругленной формы; в основном эти поселения не были обнесены укреплениями. Наряду с одноцветной керамикой на Кикладах изготовлялись сосуды с цветным процарапанным орнаментом (т. н. кикладские сковороды, сосуды из камня; сосуды были главным образом выпуклой формы – кубки, кувшины и т. д.). Найдены на Кикладах и мраморные идолы – непропорциональные, часто с утрированной головой, различного размера (до 3/4 человеческого роста), стоящие или сидящие (например, изображение играющего на арфе). Один из Кикладских островов, возвращаясь из Троянского похода, посетил Одиссей. Полифем вполне миролюбиво начал разговор с гостями, но его отношение к ним сразу изменилось, как только он узнал, что странники прибыли, «город великий разрушив и много врагов истребивши». Циклоп, очевидно, сочувствует троянцам, и оттого пытается отомстить ахейским воинам. Кстати, Троянская война датируется началом 12в. до Р. Х., и не случайно, что чуть позже, в этом же веке исчезают следы кикладской культуры. Циклопы и греки поклонялись разным богам. Полифем говорит Одиссею:
Видно, что ты издалека иль вовсе безумен, пришелец,
Если мог вздумать, что я побоюсь иль уважу бессмертных.
Нам, циклопам, нет нужды ни в боге Зевесе, ни в прочих
Ваших блаженных богах; мы породой их всех знаменитей…
Собственно, Гомер устами циклопа проговорил ту истину, что греческая мифология возникла и развивалась (уже самостоятельно) на славянской и русской основе. Коза – священное животное Коляды. Остров Коз был религиозным центром циклопов, и пришельцы осквернили его убийством. Перед тем как попасть в пещеру к Полифему, Одиссей со спутниками высадился на соседнем пустынном острове, где паслись тучные козы. Гомер сообщает, что ахейцы истребили их в несметном количестве. Ясно, что после этого ни о какой дружбе Полифема со спутниками Одиссея не могло быть и речи. Праздник колядок у пеласгов неизменно сопровождается выпивкой, над этой ритуальной традицией и глумится Одиссей, когда, перед тем как убить, опаивает великана до полного бесчувствия.
ЛИХОЛИКОЛИКИЙЦЫ
Ликийцы – исторический народ с ликийским языком. Ликией называлась область в юго-восточной части Малой Азии, но были также ликийские поселения и в Троаде. По преданию, ликийцы переселились сюда с Крита. Геродот сообщает также, что «обычаи их частью критские, частью карийские», что они тоже не греки а варвары. У ликийцев долгое время сохранялся матриархат и называли они себя по матери а не по отцу. «Если кто-нибудь спросит ликийца о его происхождении, тот назовет имя своей матери и перечислит ее предков по материнской линии. И если женщина-гражданка сойдется с рабом, то дети ее признаются свободнорожденными».
В Троянской войне ликийцы сражались против греков. В «Илиаде» они упоминаются Гомером большее число раз, чем все союзники троянцев вместе взятые. Царь ликийцев Сарпедон – один из наиболее авторитетных вождей защитников, именно он от лица пришедших под Трою народов заявляет (Илиада. V, 473–479):
Гектор! где твое мужество, коим ты прежде гордился?
Град, говорил, защитить без народа, без ратей союзных
Можешь один ты с зятьями и братьями; где ж твои братья?
Здесь ни единого я не могу ни найти, ни приметить.
Мы же здесь ратуем, мы, чужеземцы, притекшие в помощь;
Ратую я, союзник ваш, издалека пришедший.
Лихо – чрезвычайно древний образ русской мифологии. Лихо – более древний персонаж, нежели Хор и Коло. Оттого и изображают его не красивым и светлым, а уродливым и мрачным. Таков удел первобогов. Но именно их имена живут в названиях племен! Лихо – воплощение Великой богини (верховного бога), ее людоедство, как и в случае с Бабой-Ягой, отголосок тех древнейших времен, когда ей приносились человеческие жертвы. Изначально имя божества было Лико – Одноглазое Лико, лицо с одним-единственным глазом. Оно может являться также и в облике худой женщины без одного глаза, иногда – великанши, пожирающей людей. Как видим, этот образ Лиха он же и портрет Полифема. Полифем собственноручно доит коз. Лицо с одним глазом посередине соответствует солярному знаку. Сам глаз символизирует круг, божество Коло. Одноглазое ЛикоЛихо – это символ бога, наблюдающего с Небес, образ Вечного Неба, на котором днем сияет солнечное око, а вечером лунное. В известной русской сказке Колобок, он же Коло-бог, представляет поэтический образ солнцалуны, которая из круглой может превратиться в тощий месяц (откушенный колобок), а то и совсем пропасть во время затмения (быть съеденной ).
Из всех арийских племен, оказавшихся в Средиземноморье, ликийцы долее других исповедовали культ Великой богини.
Конец кикладской культуры (12в. до Р. Х.) совпадает по времени с последней фазой вытеснения русоариев с материковой части Греции, Крита и близлежащих островов. Перебраться на западное побережье Анатолии побежденные не могли, поскольку и там, выиграв Троянскую войну, господствовали греки. Поэтому отступление велось только в направлении Фракии (область на юго-востоке Балканского полуострова). Именно отсюда, ахейцы вторглись в Анатолию, разгромили Хеттскую державу и прошли победным маршем по всему Междуречью, вплоть до Вавилона.
В это время Фракия, отделенная от Малой Азии лишь узким проливом, была связана с ней многими нитями, как это и было испокон веков. Сын Зевса и Плеяды Электры царь Дардан считался родоначальником Приама, Ила, Троя, Анхиса и Энея и был родом из Самофракии. После смерти своего брата Иасиона он покинул родной остров и переправился в АсиюАссуву.
Там местный царь Тевкр (перегласованное Свекр) принял радушно пришельца и отдал ему в жены свою дочь Батию а также часть земли, где он и основал город Дардан. По имени его сына Ила и был назван город Илион, а Троя – по имени внука Троя. К этому же царскому роду принадлежал и Эней, сын Анхиза.
В Троянской войне фракийцы были союзниками троянцев и во главе с Акамантом воевали вместе с дарданцами, пафлагонцами, фригийцами(мосхами), пеласгами, киконами(от кика), пеонами, гализонами(галичанами) и др. союзниками. Именно пафлагонцев возглавлял пеласгийский вождь Пилемен, приведший их из родных мест- «из генетов», по Гомеру, т.е. венетов.
С падением Трои, один из старейшин троянцев Атенор, бывший советник Приама, нашел себе убежище во Фракии вместе с сыновьями Главком и Геликаоном и частью троянцев. И уже оттуда он переправился в так называемую Генетику на Адриатическом море. Софокл сообщает, что ахейцы при разрушении города не тронули дом Атенора в благодарность за его миролюбивую политику. Он, в частности, предлагал для избежания войны вернуть Елену ее законному мужу спартанскому царю Менелаю.
По одной из версий, ЭнейВеней тоже некоторое время жил на Балканах, но все же с отцом Анхизом и сыном Асканием «собрал большое число спутников и отплыл морем».
После разрушения Трои потомки лувийцев заняли Западное побережье Малой Азии а потомки хеттов и палайцев, строители дольменов Западного Кавказа, заняли Юго-Восточное побережье Малоазийской Пропонтиды и проникли в Южные районы Малой Азии. Позднеанатолийские языки лидийский и ликийский - потомки соответственно хеттского и лувийского фиксируются в сер. 1-го тысячелетия до Р.Х. на крайнем западе Малой Азии, на восточном берегу Эгейского моря. И такое движение анатолийских диалектов в западном направлении не прекращается на всем протяжении их существования.
(фрагменты из лингво-исторического курса)
ФРАГМЕНТ: О ПЕЛАСГАХ
Минойская культура – это сплав двух арийских культур, пришельцев-греков и автохтонов-пеласгов. Серая минийская керамика, датированная около 1900 года до Р.Х. преобладает в это время в материковой Греции и распространяется с востока на запад, фиксируя перемещение греческих диалектов на Пелопоннес и острова Эгейского моря, в исторически засвидетельствованные места их жительства. Особый вопрос представляет собой предполагаемый этнический субстрат аборигенных культур, так называемых пеласгов, еще до прихода греков обосновавшихся на Пелопоннеском полуострове. Археологическим эквивалентом пеласгов является культура Димини, вобравшая в себя элементы доарийского субстрата из Северо-Балканской культуры Винча. Пеласги были коренным протославянским населением Малой Азии, долгое время существовавшим чересполосно с протогреками. Именно пеласги послужили этнической основой для ионийского племени – одной из трех составляющих эллинского народа. Потомки Иавана Ионийцы, по мнению Геродота, были пеласгийского происхождения, т.е. в отличие от эллинов-дорийцев – местными автохтонными варварами. Да и сама Эллада первоначально называлась Пеласгией. Мифом о Данае Геродот подтверждает гипотезу о нескольких волнах проникновения греков на Юг Балканского полуострова. Такие волны сопровождаются сменой племенных этнонимов: пеласги; кекропиды; афиняне; ионяне. Дорийская Спарта этнически резко отличается от ионических Афин.
Судя по рассказу Гекатея Милетского, переданному Геродотом, пеласги находились на более высоком уровне культурного развития чем пришельцы греки, значительно превосходя знаниями не только их но и другие народы. Они, в частности, были и прекрасными земледельцами, научившими пришельцев-греков в Афинах получать хорошие урожаи на каменистых почвах Аттики. Пеласги были каменотесами и строителями крепостей. Первопредок пеласгов Фороней основал рынки и был родоначальником меновой торговли. Религия пеласгов была усвоена греками и вошла составной частью в их пантеон. Так древнее пеласгийское божество, аналогичное богине Матери из Чатал-Хююка, стало богиней греков Деметрой.
Матрилинейность наследования по женской линии зафиксирована в историческую эпоху у пеласгов, минойцев, лидийцев, басков, этрусков, пиктов (автохтонов в Британии до кельтов). У пиктов, докельтских автохтонов Британии, матрилинейная система родства сохранялась до 842 года по Р.Х.
Известный советский этрусколог А.И. Немировский, анализируя исторические данные о появлении пеласгов в Италии (точнее, в Этрурии), соглашаясь с Ю.Откупщиковым, пишет: «...пеласги — народ не грекоязычный, а говорящий на языке, близком к греческому. Они родственны иллирийцам, фракийцам, фригийцам и, возможно, праславянам». В книге «Пеласги», вышедшей в Вене в I960 году и написанной Ф. Лохнер-Хюттенбахом, автору удалось убедительно показать, что пеласги обитали на Балканах, в северной части Пелопоннеса (не говоря уже о центральной Греции), на Крите, в Трое, а также и на других островах Эгейского моря и Эгейском побережье Малой Азии.
Среди авторов, писавших о пеласгах, были Эсхил и Софокл. Судя по трагедии Эсхила «Просительницы», пеласгийское царство охватывало на юге Аргос (в Аркадии), на севере – всю Фессалию и Халкидику ( до реки Стримон), на северо-востоке – Додону и область пернов. Во главе этого царства стоял Пеласг, сын Палайхтона. Но впервые название «пеласги» появляется у Гомера. В «Илиаде» «пеласгийский Аргос» употребляется как обозначение Фессалии. Гекатей Милетский, первый греческий историк, писавший о пеласгах, считает их древнейшими обитателями Фессалии. В числе ее пеласгийских городов он называет Кранон. Что касается пеласгийской Фессалии с точки зрения археологии, то около 2500 года до Р.Х. в Фессалии возникает так называемая культура Димини(КД), родственная культурам придунайских племен, и в частности трипольской. Эта культура постепенно распространяется на юг, вплоть до Крита: образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены в древнейших слоях Трои и на Крите. Эпитет «пеласгийская» Гомер прилагает и к Лариссе, одному из фессалийских городов. Гомер знает о пеласгах на Крите, где они обитали вместе с этеокритянами, кидонами, ахейцами и дорийцами, причем сами пеласги, согласно Гомеру, были жителями Малой Азии, судя по тому что они выступали союзниками Трои. Если принять сведения Гомера о пеласгах и дугие исторические факты, напрашивается вывод что пеласги – это народ, населявший Фессалию, часть Малой Азии и часть острова Крит. Потомки Иавана Ионийцы, по мнению Геродота, были пеласгийского происхождения, т.е. в отличие от эллинов-дорийцев – местными автохтонными варварами.
Существовали какие-то древние предания, на которые опирался Гесиод, связывавшие и Аркадию с пеласгами. Во время «дорийского переселения» пеласги могли оказаться в числе «народов моря» и попасть в Аркадию и уже оттуда могли выдвинуться в направлении Италии. Гекатей сообщает о пребывании пеласгов в Аттике и о последующем изгнании их оттуда афинянами. Когда потерпевшие поражение вместе с троянцами пеласги были изгнаны из Фессалии, они рассеялись во всех направлениях, но главная их масса двинулась к Додону, к своим единоплеменникам, где, согласно Гомеру, имелся культ «пеласгийского Зевса» Додоны. И уже оттуда, в поисках средств к существованию пеласги-тиррены-хетруски переправились в Италию, где и высадились в устье реки По. Часть высадившихся основала город Спина, но под натиском варваров, вынуждены были его покинуть. Другая часть мигрировавших на Апеннины пеласгов двинулась в страну умбров и там, сломив их сопротивление, захватила город, названный Кротон. Это произошло уже при третьем поколении после Троянской войны.
Что касается еще одной ветви троянских пеласгов, то после падения Трои произошло переселение части троян в район Лужицкой культуры. Археологическим индикатором, удостоверяющим реальность этого события, служат местные ящичные погребения, спиралевидные бронзовые перстни, витые браслеты и т.п. ВЫВОД: Начало формирования среднеевропейской сербо-венетской культуры лужичан по времени совпадает с окончанием Троянской мировой войны и массовым исходом венетов из Малой Азии и расселением их не только на Балканах, в Норике, на Буковине, на Апеннинах, но даже и в Скандинавии. Ю.А.Шилов считает, что переселение из Троады в Этрурию имело не одномоментный характер, подобно массовому бегству вследствие поражения в Троянской войне, а было нечто вроде миграционной диффузии праславян-ских, вернее пеласгийских лелегов, брежан, венедов, продвигавшихся «янтарным путем» на север в 17-11 вв до Р.Х. к Прибалтике и Левобережью Дуная.
Эллада первоначально называлась Пеласгией. Фукидид, сообщая об обитателях полуострова Акте, указывает на обитавших там пеласгах, которые когда-то жили на о. Лемнос и в Афинах. На Лемносе они были известны как тирсены.
Гелланик Лесбосский отождествляет пеласгов и тирренов, говоря: « тиррены первоначально назывались пеласгами». В поэме Ликофрона «Александра» дочь Приама говорит о катастрофе Трои и о возрождении ее в Италии, в могущест-венном Риме. Пеласгами называет Ликофрон и фессалийских участников похода аргонавтов, он знает о поселении пеласгов в Италии между латинами и давниями. Мессинский пролив Ликофрон называет Тирренским.
Диодор Сицилийский считает пеласгов первыми обитателями Крита и выходцами из Ликии, куда они, в свою очередь, попали из Арголиды.
Согласно Страбону, пеласги населяли в древности Фессалию и Эпир. Часть пеласгов переселилась из Фессалии на Хиос. Фессалия, по Страбону, – родина пеласгов, откуда они переправились ( с пересадками?) в Италию и основали там Агиллу (впоследствии Цере). Возглавлял переселявшихся в Агиллу пеласгов царь Малей (Мал?), резиденция которого находилась в окрестностях Остии. Античный географ пишет: «Наиболее общепризнанным является мнение, что эти энеты были самым значительным Пафлагонским племенем, из которого происходил Пелемен (вождь,упомянутый Гомером). Кроме того, большинство энетов сражалось на его стороне; лишившись своего вождя, они, после взятия Трои переправились во Фракию и во время своих скитаний пришли в современную Энетику». Их возглавлял Антенор, поселившийся с соплеменниками в северной части Адриатического моря.
Грамматик и географ Деметрий Скепсийский (2-й век до Р.Х.), считал, что после разрушения Трои столицей Энея стал город Скепсис (Кебрена), расположенный в верхней части Иды, в Троаде. Там утвердились два царских рода: Аскания, сына Энея, известного также под именем Юл, и Скамандрия, сына Гектора.
Для самих же ахейцев победа над Троей оказалась пирровой. Истощив силы в ней, они не смогли оказать сопротивление пришедшим в Грецию с севера племенам дорян (дорийцев), которые противопоставили бронзовым мечам ахейцев более эффективное железное оружие. Дорийцы считали себя потомками Геракла. Ахейское население было либо подчинено власти завоевателей, либо ушло в окрестные горы. При этом дорийская «миграцион-ная волна» почему-то миновала Аттику, издавна населенную ванийскими ионийскими племенами. Возможно, что свою роль сыграло присутствие в рядах дорян какой-то части русоариев. В пользу этого говорит и то, что древнейшее упоминание дорян связывает их с Критом. В сер. 2-го тысячелетия до Р.Х. дорийцы добираются до Крита где полнокровное искусство пеласгов уступило место сухой и безжизненной стилизации ахейцев, когда традиционные для минойской живописи мотивы – цветы, морские звезды, осьминоги на вазах дворцового стиля исчезают или перерождаются в абстрактные графические схемы.
Греческая литературная традиция связывала энетов с именем Энея, героя Троянской мировой войны. В «Илиаде» говорится, что предводитель троян Эней был отпрыском древнего царского рода Дардана. Афродита, дочь Зевса, зачала его от героя Анхиза на многолесных вершинах богатой оврагами Иды», в горах близ Трои. Когда Энея ранил его противник Диомед, боги Лето и Аполлон восхитили сына Анхиза и перенесли его в свой храм на вершине Пергама. Так повелитель морей Посейдон спас Энея, чтобы не погиб род Дардана, «Зевсу любимого более всех человеков». У Вергилия Эней наделен новыми чертами, хотя и остался тем же. Это герой Трои, что вынес на своих плечах из осажденного города своего отца Анхиза. Согласно «Энеиде» Вергилия, богов из Трои Эней перенес в Рим и на Апеннинах стал распространяться культ Венеры(Афродиты) и Марса(Ареса). Сын Энея Юл был основателем династии Юлиев, к которой принадлежал Юлий Цезарь.
Италия (Апеннины)- это территория венедо-расенской культуры хетрусков, т.е. праславян. В Венецианской лагуне до сих пор возвышаются небольшие острова с названиями Бурано, Мурано, Торчелло, на которых сохранились тысячи каменных надгробий с архидревнерусскими надписями.
В седьмой книге своей «Истории» Геродот упоминает портовый город Энея в Македонии. А в первой книге описывает распространенный у иллирийских венетов обычай продажи невест, которые славились своей красотой еще со времен Елены Троянской. Совместно с коренными жителями Италии пеласги основали Агиллу, Пизу, Сатурнию, Альсий и др. города. На территории Лация вместе с латинянами и сикулами находились борейгоны (они же «аборигены»), выходцы из Греции. Среди имен этрусских командиров кораблей, посланных на помощь Энею, имелись имена Абас и Купавон, т.е. явно пеласгийские. Абас был прародителем абантов, вероятно иллирийцев. После Троянской войны они убыли в Эпир.
Персонаж Вергилия Купавон, выступающий в роли человека-лебедя, близок к иллиро-славянскому Купале. Плиний Старший считал пеласгов предшественниками тирренов, прибывших из Лидии и поселившихся в Лации, Лукании и Бруттии.
ТРОЯНЦЫ-ТЕВТЫ
В гомеровском «каталоге кораблей» упоминаются предводители пеласгийского отряда, явившиеся по призыву Трои: Гиппофоос и Пилей. Упоминаются Леф и Тевтам, как их называют - соответственно – отец и дед. При этом, в Италии, куда переселились пеласги, на лигурийском побережье засвидетельствован народ тевтанов или тевтов, говорив-ший на греческом языке и основавший город Тевты. Это пеласгийское племя тевтов сменили этруски, вероятно тиррены, построившие там свой город Пизу. Известно, что Италия в греческой литературе называлась Тирренией, что тиррены изгнали пеласгов из их городов.
В греческой традиции Тевкр считался родоначальником тевкров и (!) троянских царей. Согласно Геродоту, тевкры переселились во Фракию до Троянской войны, за исключением одного племени, оставшегося в Троаде.
ПЕЛАСГИЙСКАЯ ЭТРУРИЯ
Земли Италии оставались к тому времени еще малообитаемыми.
Этруски почитали Тура под именем ТурмесаТурмса, а его женская ипостась богиня Турана выступала в качестве ВенерыАфродиты, богини любви.
Нет сомнения в том что пеласги были письменным народом. Хотя Диодор Сицилийский, используя не дошедшие до нас рукописи, пишет, что пеласги первыми заимствовали финикийские знаки письма, изменив их характер, однако известно, что до Гомера имелось лишь линейное письмо Б не финикийского происхождения. Существует мнение, что линейное письмо В микенцев – это греко-палеобалканское койне.
В Италию, став соседями умбров, пеласги, они же тиррены, переселились из Лидии или с острова Лесбос. Диодор считает пеласгов первыми обитателями Крита и выходцами из Ликии, куда они, в свою очередь, попали из Арголиды.
Самая важная миграция в истории древней Италии, однако, произошла в начале I тыс. до Р. Х., когда сюда переселились выходцы из Малой Азии. Кто же мог покидать этот полуостров в то время? Мы едва ли ошибемся, если предположим, что это было население разрушенной в ходе Троянской войны малоазийской Русены. Вот почему сами себя этруски называли расенами! Сохраняя свое родовое имя, они как бы восстанавливали связь времен, поддерживали связь с теми поколениями своих предков, которые участвовали в создании великих цивилизаций Древнего Востока.
После поражения в Троянской войне часть населения АрсавыРусены осталась в Малой Азии и продолжала называть себя русенами.
В последней четверти XIX века на острове Лемнос у побережья Анатолии, недалеко от местонахождения древней Трои, был найден надгробный памятник. Изображено в профиль лицо вооруженного воина и выбиты две надписи. Одна из них расположена над головой воина, а другая – на боковой поверхности стелы. На Лемносе было найдено множество других надписей на том же языке. Все они датируются 7 в. до Р. Х.
По пути из Анатолии в Италию этруски (или какая-то их часть) могли задержаться на острове Лемнос на время достаточное, чтобы оставить о себе следы. Два потока переселенцев – один из бассейна Дуная, другой из Анатолии (как и утверждал Геродот) – в конце концов образовали в высокой степени разнородное население местности, которую мы называем Этрурией и которую они попытались превратить в свою новую родину. Исконной территорией этрусков являлась Средняя Италия, она несколько превышала по размеру район современной Тосканы. Границами собственно Этрурии являлись: с юга и юго-востока – река Тибр, с востока – Апеннинские горы, с севера – Арно, с запада – побережье Тирренского моря. В период наивысшего могущества этруски подчинили своему влиянию как Северную Италию, включая долину реки По, так и более южные к ним области Лациума и Кампании. На этой достаточно обширной территории процветала самостоя-тельная своеобразная культура этрусков, сохранились многочисленные памятники их высокоразвитого искусства.
Характерные для начального этапа истории Этрурии интенсивные торговые связи со странами Переднего Востока, прежде всего с Финикией, к концу 7 в. до Р. Х. сменяются прочно и надолго установившимися связями с Грецией и греческими городами на юге Италии. Отношения с ними далеко не всегда дружественные, иногда переходящие в военные конфликты, оказали большое влияние на этрусскую культуру, особенно искусство. Этрурия этого периода представляла собой союз двенадцати городов, каждый из которых вместе с прилегающей к нему территорией являлся самостоятельным государственным образованием. Этими городами были Вейи, Цере, Тарквинии, Вульчи, Руселла, Ветулония, Воллатеры, Арецци, Кортона, Перузия, Клузий, Вольсинии.
Тарквиний первоначально назывался Тархны, а это название практически тождественно Тарханам. Во главе городских общин стояли цари-жрецы (римляне называли их лукумонами). Первым царем у этрусков был Тархон. О Тархоне известна такая легенда. Однажды он усердно пахал свое поле, взрезая плодородную целину. И вдруг его изумленному взору предстала человеческая голова, слегка приподнимавшаяся над бороздой. У этого диковинного существа было лицо маленького ребенка, но седые, как у старика, волосы. Испуганный этим чудом, Тархон позвал на помощь. Другие лукумоны, работавшие неподалеку на своих полях (в те времена нравы отличались простотой, и никто не гнушался труда пахаря), поспешили на призыв Тархона. На глазах изумленных людей из земли явился бог Таг (Тагес), чтобы передать лукумонам установления, в согласии с которыми они должны были учить людей. Легенда утверждает, что жрецы записали эти законы на восковых табличках. Важнейшей частью его установок стали правила гадания по внутренностям животных. На их основе позже возникла целая наука – гаруспиция, которую развили и широко использовали римляне.
Как только чудесный ребенок, рожденный землей, исполнил свою миссию, он тут же погрузился обратно в борозду, и больше его никто уже не видел. Гадание по внутренностям жертвенного вепря было обычным делом и на Руси. Писатель В.И. Щербаков в книге «Века Трояновы».
Жители Передней Азии еще в 3 тыс. до Р. Х. соблюдали культ подземного бога Дагона. Дагон, Таг – имена практически одинаковые. Если же применить правило перехода «г» в «ж», то мы с полным основанием можем считать имя Тага аналогичным имени Дажьбога. По существу, это разные написания одного и того же имени. Даж-бог, как Таг или Дагон, связан с Матерью-Землей. Поэтому и гаруспики в Древней Руси были, скорее всего, служителями Дажьбога (Даждьбога). В древние времена переселение с одного места на другое было рискованной процедурой: приходилось опасаться, что обожест-вленные предки разгневаются и обрушат свою кару на колонистов. Эней, например, привез с собой своего отца и отцовских богов.
21 апреля 753 года до Р. Х. произошло одно из главных событий мировой истории: был основан Рим. Сам ритуал закладки нового города осуществлялся в строгом соответствии с древними обычаями этрусков. Когда гаруспики выбрали на Палатинском холме подобающее место, там разожгли огонь. Через этот костер перепрыгнули все, кто пришел с Ромулом на новое поселение: тем самым они очистились от зла. Затем гаруспики велели Ромулу выкопать в земле круглое углубление в том месте, где он желал разместить центр будущего города. Это углубление, или мундус, должно было стать каналом, через который обожествленные предки смогут посещать мир живых в определенные три дня года. Ромул и каждый из его спутников благоговейно опустили в мундус по горсти земли, принесенной с собой из Альба Лонги. В ходе следующего обряда Ромул должен был провести границу будущего города. Он запряг в бронзовый плуг белого быка и белую корову. Облачившись в священные одеяния, Ромул провел вокруг мундуса на нужном расстоянии глубокую борозду.
В промежутке с середины 4 в. до Р. Х. по 280 г. до Р. Х. этрусские города четырежды выступали против Рима, но каждый раз оказывались биты. В результате этих неудач все этрусские города переходят на положение подчинения Римской республике: им запрещалось проводить собственную политику, их мужское население обязано было служить в римской армии. Особенно жестоко поступили римляне с одним из самых непримиримых этрусских городов – Вольсиниями. Согласно византийскому историку XII в., после подавления мятежа римляне сровняли город с землей, чтобы затем заново отстроить его на озере Больсена, где положение города было гораздо более уязвимым.
РЕЦИЯ-НОРИК
У римлян существовало мнение, что этруски родственны ретам – народу, обитавшему на территории античной Реции. Ее территория охватывала нынешнюю Восточную Швейцарию, Южную Баварию и область Тироль. Помимо ретов здесь проживало также арийское племя винделиков (вандаловвенедо-ликийцев!). Те из этрусских граждан, которые не хотели служить Риму, пробирались в Рецию, к дружественным венедам. Ученые-слависты, к сожалению, не обратили внимания на эту важнейшую для славянского мира миграцию. Но ближайшей восточной соседствующей землей Реции была так называемая область Норик (земли между верхним течением Дравы и Дунаем). Не ресы ли (реты) хранили там свое древнее этническое имя? Кстати, и среди славян, оставшихся в Западной Европе, зафиксирован народ, который тоже называл себя расенами – это… сербы! Почему бы не предположить, что в их числе были и расены-реты, хранившие свое древнее этническое имя? Кстати, и среди славян, оставшихся в Западной
Наиболее вероятным представляется следующий маршрут расселения малоазийских расенов, который и был предложен Е.В. Кузнецовым:
Калабрия ; Южная Франция ; и далее {Северная Испания, Северный Уэльс, Балтика}.
В первые века христианской эры в Галлии существовало племя рутенов (в Западной Европе так именовали русинов). У Прокопия Кесарийского (6 в.) в сочинении «О готской войне» о том, что в Бруттии (древнее наименование Калабрии) «на том русском (!) берегу древние римляне соорудили крепчай-шую крепость». До сих пор в 7 километрах от берега на высоте (от уровня моря) 227 метров существует город Россано. В нем живут «россанези» в количестве 20 000 жителей.
773—774 гг. Во французской поэме об Ожье Датчанине (XII–XIII вв.) упоминается русский граф Эрно, возглавлявший русский отряд, защищавший Павию – столицу лангобардов – от войска Карла Великого. В Северной Италии русы занимали район Гарды близ Вероны. Русские поселения существовали в Западной Европе задолго до образования Киевской Руси! И создавали их выходцы из малоазийской Русены – расены-этруски. Они не исчезли, не растворились в среде римлян, а отдельными группами разошлись в самых разных направлениях, гна Дунай и далее в Поднепровье, в Испанию, Францию и даже на Британские острова.
Между балтийскими и адриатическими венетами пролегал знамени-тый с глубокой древности «янтарный путь». Страбон пишет: «Области за Падом населяют генеты и истрийцы, живущие на пространстве вплоть до Полы». «Над генетами живут карны, враги римлян. Здесь находилась древняя Норея(т.е. Норик), город, через который проходил янтарный путь». Археология подтверждает появление в Балканском регионе жителей средиземноморского типа во времена после окончания Троянской войны. Предания о Троянских временах и князе Палемоне(Пилемене) сохранялись до средневековья и включались в летописи. У болгар это было любимое чтение.
ФРАГМЕНТ:
«НАРОДЫ МОРЯ»
Название «Аттика» в самых разных европейских языках может быть связано с понятием «отец» «атта», он же тятя, и потому его можно перевести как «отечество». Ахейцы стали родоначаль-никами классических греков, когда они в значительной степени усвоили культуру первопоселенцев. Так, их оборонительные укрепления в городе Микены, согласно письменной традиции, строили так называемые циклопы, т.е. исполины. Примечательно, что во главе их государства стоял правитель, носивший титул «ва-на-ка», соотносящийся с корнем «ван», от которого происходит также и название племени ионийцев (ванийцев, поскольку буквы соответствующей звуку «в» у др. греков не было). Ахейцы сохранили и культы многих пеласгических богов.
Лингвисты полагают, что на рубеже 3-го и 2-го тысячелетия на территории Малой Азии возникает «восточная» диалектная общность, которая, в свою очередь, к сер. 2-го тысячелетия до Р.Х. распадается на диалекты: аркадийский, ионийский, эолийский. Причем вся эта диалектная группа противостоит дорийскому диалекту, который тоже входил в «восточную» диалектную общность, сохраняя наиболее архаические черты общегреческой языковой.
Западный берег Малой Азии стал своеобразным последним плацдармом культурной экспансии для малоазийских греков перед их выдвижением на Эгейские острова и в материковую Грецию.
Известно, что в это движение включаются «народы моря» Восточного Средиземноморья, что и было зафиксировано египетскими источниками. Это нашествие привело к гибели около 1200гг до Р.Х. и Хеттского государства и Грекомикенской державы.
Первой волной миграции в Южную Европу с территории Русской равнины были подняты сикулы, они же сколоты, они же лигииликийцы. По времени эта волна была синхронна активному заселению теми же племенами и юга Греции и Крита а это рубеж 4 и 3 тыс. до Р.Х. Греки называли их пеласгами.
ЦИКЛОПЫ - СИКУЛЫ
В латинской традиции циклопов называли сикулами, от их имени произошло название острова Сицилии (Сикелии). Помимо сикулов в числе древнейших обитателей Италии упоминают также лигиев, или лигуров (это ликийцы!). Но другая часть этого народа, известная античным историкам как лигии, перебралась в Европу. Лигии проживали в Верхней Италии и Южной Франции, на Балеарских (Белоярских!) островах, Корсике и Сардинии (впоследствии их вытеснили отсюда кельты. О коренных жителях Сицилии Фукидид сообщает: «Уже в древности весь остров был заселен различными народностями. По преданию, древнейшими обитателями Сицилии были жившие в одной ее части киклопы и лестригоны, они были потомками ариев и пришли в Южную Европу с территории Русской равнины в 4–3 тыс. до Р. Х. Лестригоны в переводе с греческого означает «приро-жденные грабители» – так, по-видимому, называли базирова-вшихся на Сицилии пиратов.
Циклопы напоминают о сообществе древнеэлладских бронзокузнецов. В их честь группа островов Эгейского моря названа Кикладскими. На них, наряду с культурой материковой Греции и Крита, в медном и бронзовом веке (XXVI – конец XII в. до Р. Х.) существовала особая культура, названная кикладской. Во II тыс. до Р. Х. она испытала влияние критской и микенской (материковой) культур. Поселения жителей Киклад состояли из построек прямоугольной, реже – закругленной формы; в основном эти поселения не были обнесены укреплениями. Наряду с одноцветной керамикой на Кикладах изготовлялись сосуды с цветным процарапанным орнаментом (т. н. кикладские сковороды, сосуды из камня; сосуды были главным образом выпуклой формы – кубки, кувшины и т. д.). Найдены на Кикладах и мраморные идолы – непропорциональные, часто с утрированной головой, различного размера (до 3/4 человеческого роста), стоящие или сидящие (например, изображение играющего на арфе). Один из Кикладских островов, возвращаясь из Троянского похода, посетил Одиссей. Полифем вполне миролюбиво начал разговор с гостями, но его отношение к ним сразу изменилось, как только он узнал, что странники прибыли, «город великий разрушив и много врагов истребивши». Циклоп, очевидно, сочувствует троянцам, и оттого пытается отомстить ахейским воинам. Кстати, Троянская война датируется началом 12в. до Р. Х., и не случайно, что чуть позже, в этом же веке исчезают следы кикладской культуры. Циклопы и греки поклонялись разным богам. Полифем говорит Одиссею:
Видно, что ты издалека иль вовсе безумен, пришелец,
Если мог вздумать, что я побоюсь иль уважу бессмертных.
Нам, циклопам, нет нужды ни в боге Зевесе, ни в прочих
Ваших блаженных богах; мы породой их всех знаменитей…
Собственно, Гомер устами циклопа проговорил ту истину, что греческая мифология возникла и развивалась (уже самостоятельно) на славянской и русской основе. Коза – священное животное Коляды. Остров Коз был религиозным центром циклопов, и пришельцы осквернили его убийством. Перед тем как попасть в пещеру к Полифему, Одиссей со спутниками высадился на соседнем пустынном острове, где паслись тучные козы. Гомер сообщает, что ахейцы истребили их в несметном количестве. Ясно, что после этого ни о какой дружбе Полифема со спутниками Одиссея не могло быть и речи. Праздник колядок у пеласгов неизменно сопровождается выпивкой, над этой ритуальной традицией и глумится Одиссей, когда, перед тем как убить, опаивает великана до полного бесчувствия.
ЛИХОЛИКОЛИКИЙЦЫ
Ликийцы – исторический народ с ликийским языком. Ликией называлась область в юго-восточной части Малой Азии, но были также ликийские поселения и в Троаде. По преданию, ликийцы переселились сюда с Крита. Геродот сообщает также, что «обычаи их частью критские, частью карийские», что они тоже не греки а варвары. У ликийцев долгое время сохранялся матриархат и называли они себя по матери а не по отцу. «Если кто-нибудь спросит ликийца о его происхождении, тот назовет имя своей матери и перечислит ее предков по материнской линии. И если женщина-гражданка сойдется с рабом, то дети ее признаются свободнорожденными».
В Троянской войне ликийцы сражались против греков. В «Илиаде» они упоминаются Гомером большее число раз, чем все союзники троянцев вместе взятые. Царь ликийцев Сарпедон – один из наиболее авторитетных вождей защитников, именно он от лица пришедших под Трою народов заявляет (Илиада. V, 473–479):
Гектор! где твое мужество, коим ты прежде гордился?
Град, говорил, защитить без народа, без ратей союзных
Можешь один ты с зятьями и братьями; где ж твои братья?
Здесь ни единого я не могу ни найти, ни приметить.
Мы же здесь ратуем, мы, чужеземцы, притекшие в помощь;
Ратую я, союзник ваш, издалека пришедший.
Лихо – чрезвычайно древний образ русской мифологии. Лихо – более древний персонаж, нежели Хор и Коло. Оттого и изображают его не красивым и светлым, а уродливым и мрачным. Таков удел первобогов. Но именно их имена живут в названиях племен! Лихо – воплощение Великой богини (верховного бога), ее людоедство, как и в случае с Бабой-Ягой, отголосок тех древнейших времен, когда ей приносились человеческие жертвы. Изначально имя божества было Лико – Одноглазое Лико, лицо с одним-единственным глазом. Оно может являться также и в облике худой женщины без одного глаза, иногда – великанши, пожирающей людей. Как видим, этот образ Лиха он же и портрет Полифема. Полифем собственноручно доит коз. Лицо с одним глазом посередине соответствует солярному знаку. Сам глаз символизирует круг, божество Коло. Одноглазое ЛикоЛихо – это символ бога, наблюдающего с Небес, образ Вечного Неба, на котором днем сияет солнечное око, а вечером лунное. В известной русской сказке Колобок, он же Коло-бог, представляет поэтический образ солнцалуны, которая из круглой может превратиться в тощий месяц (откушенный колобок), а то и совсем пропасть во время затмения (быть съеденной ).
Из всех арийских племен, оказавшихся в Средиземноморье, ликийцы долее других исповедовали культ Великой богини.
Конец кикладской культуры (12в. до Р. Х.) совпадает по времени с последней фазой вытеснения русоариев с материковой части Греции, Крита и близлежащих островов. Перебраться на западное побережье Анатолии побежденные не могли, поскольку и там, выиграв Троянскую войну, господствовали греки. Поэтому отступление велось только в направлении Фракии (область на юго-востоке Балканского полуострова). Именно отсюда, ахейцы вторглись в Анатолию, разгромили Хеттскую державу и прошли победным маршем по всему Междуречью, вплоть до Вавилона.
В это время Фракия, отделенная от Малой Азии лишь узким проливом, была связана с ней многими нитями, как это и было испокон веков. Сын Зевса и Плеяды Электры царь Дардан считался родоначальником Приама, Ила, Троя, Анхиса и Энея и был родом из Самофракии. После смерти своего брата Иасиона он покинул родной остров и переправился в АсиюАссуву.
Там местный царь Тевкр (перегласованное Свекр) принял радушно пришельца и отдал ему в жены свою дочь Батию а также часть земли, где он и основал город Дардан. По имени его сына Ила и был назван город Илион, а Троя – по имени внука Троя. К этому же царскому роду принадлежал и Эней, сын Анхиза.
В Троянской войне фракийцы были союзниками троянцев и во главе с Акамантом воевали вместе с дарданцами, пафлагонцами, фригийцами(мосхами), пеласгами, киконами(от кика), пеонами, гализонами(галичанами) и др. союзниками. Именно пафлагонцев возглавлял пеласгийский вождь Пилемен, приведший их из родных мест- «из генетов», по Гомеру, т.е. венетов.
С падением Трои, один из старейшин троянцев Атенор, бывший советник Приама, нашел себе убежище во Фракии вместе с сыновьями Главком и Геликаоном и частью троянцев. И уже оттуда он переправился в так называемую Генетику на Адриатическом море. Софокл сообщает, что ахейцы при разрушении города не тронули дом Атенора в благодарность за его миролюбивую политику. Он, в частности, предлагал для избежания войны вернуть Елену ее законному мужу спартанскому царю Менелаю.
По одной из версий, ЭнейВеней тоже некоторое время жил на Балканах, но все же с отцом Анхизом и сыном Асканием «собрал большое число спутников и отплыл морем».
После разрушения Трои потомки лувийцев заняли Западное побережье Малой Азии а потомки хеттов и палайцев, строители дольменов Западного Кавказа, заняли Юго-Восточное побережье Малоазийской Пропонтиды и проникли в Южные районы Малой Азии. Позднеанатолийские языки лидийский и ликийский - потомки соответственно хеттского и лувийского фиксируются в сер. 1-го тысячелетия до Р.Х. на крайнем западе Малой Азии, на восточном берегу Эгейского моря. И такое движение анатолийских диалектов в западном направлении не прекращается на всем протяжении их существования.
Источник:
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/18/4996
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/18/4996
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Похожие публикации
Новости стихов в 2018 году - карандаш, ручка, вжух
Начиная писать стихи главным образом поэт должен перебрать все чувства о котором он хочет написать. Примером тому служит то что многие поэты сочиняли стихи про своих возлюбленных и любимых.. не так ли? Прежде всего у вас два выхода:1. Это перечитать множество стихотворений и поэм. Понять систему рифмичности. Освоить это попробовав написать несколько сотен очерков. Или..
2. Просто прочитать свежие новости про стихи в 2018 году и научиться писать самому и подчерпнуть интересный материал, который всегда пригодится в этой жизни.