Рекомендуем
Пример индексируемая ссылка (URL до 200 символов) и текст до 300 символов.
Купить индексируемые ссылки

Купить ссылку здесь за руб. Поставить к себе на сайт

Регистрация в каталогах


О Халафской и Убаидской культурах Месопотамии

Автор: Александр Ставцев





(из фрагментов лингво-исторического курса "Меч именной")



ФРАГМЕНТ: ВТОРАЯ МЕСОПОТАМСКАЯ КУЛЬТУРА ХАЛАФ

(Эламо-дравиды)

Вторая общемесопотамская культура Халафа так же как и культура Самарра не является ни шумерской ни семитской. Это та культура, которая ввела в шумерский словарь многое из своей лексики а это означает культурное предшествование. Сменяя культуру Самарра, Халафская культура существует тысячу лет и принадлежит к кругу расписных керамик. Имеется сходство со стилем керамики Чатал-Хююка, что, вероятно, указывает на синхронность этих культур или частичную преемственность. Культура Халаф принесла в Месопотамию ряд инноваций: обряд трупосожжения, круглый план дома, высокие керамические технологии. А это значительно отличает ее от Самарры. Однако жилые постройки подобны самаррским – Т-образные. Имеются общие символические образы в орнаментации – букрании, кресты, свастики. Керамика Халафа наиболее совершенна из числа «догончарнокруговой». Система верований включала культ Великой богини и мужского божества в виде быка.

Когда продвигающиеся на юг племена халафской культуры дошли до восточного побережья Аравии, оставив там свои культурные памятники, они сместили местных мореходов и рыболовов с островов Персидского залива, заставляя их переселяться, в частности, в Эреду. При этом халафцы смешиваются с самаррцами и усваивают такие достижения Ближнего Востока как религиозная система, земледелие, скотоводство, металлургия, обработка меди, архитектурный ордер.











ТРЕТЬЯ КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ Эль- УБЕЙД



Наиболее древние культурные памятники убаидцев находятся на Аравийском п-ве, на побережье Персидского залива и островах Бахрейна, которые идентифицируются исследователями как страна Дильмун «рай шумеров». Культура Эль-Убейд распространяется в Южном Двуречье, вытесняя и ассимилируя Халафскую Культуру, при этом сама она, в свою очередь, перекрывается слоями Культуры Урук-Варки. Но если халафцы и убаидцы – несемитические племена, то Урук-Варки – это семитическая культура.

Культура Убейд распространялась и на Сузиану (современная Иранская провинция Хузестан), там она тоже оказалась перекрытой урукцами. В Северной Месопотамии халафские поселения, в их числе Ниневия и Хассуна, оказались перекрытыми убаидскими слоями. Они также сменяются слоями урукского комплекса.

На север убаидская керамика распространяется в верховья Евфрата, севернее Тавра до Элязыг и Палу.



Следующая после ДильмунаБахрейна территория расселения убаидцев – Южное Двуречье и Сузиана. Занимаются все поселения халафцев, при этом, где-то их совместное проживание было мирным а где-то пришельцам было оказано сопротивление. Так Северный Убейд распространяется от гор Ливана до предгорий Загроса. К 4 тыс до Р.Х. признаки Убаидской Культуры прослеживаются от Сирии и Палестины до юга Средней Азии. И это вряд ли результат миграций а скорее всего – следствие межрегионального товарообмена.

Когда племена убаидской культуры продвигались в Малую Азию, там они встретили наследников протоцивилизации Чатал-Хююка. Пройдя долину Оронта, убаидцы подошли к области с семитской топонимикой, зафиксированной египетскими источниками в 3 тыс. до Р.Х. Видимо здесь встретились два потока, один из которых был этнически и культурно халафский а другой был вызван отделением от прасемитского южносемитских языков, а также западно и восточно семитских языков. Семитская культура переходит Евфрат с Запада на Восток, так появляются «заречные народы»- хабири при Евере и происходит их разделение при Пелеге, как это было сказано в Ветхом Завете. Это время формирования праеврейской общины города Ура.

Наличие племенных вождей как определенная ступень общественного устройства наверняка присутствовало у носителей убаидской культуры к тому моменту, когда они двинулись с островов Персидского залива, будучи уже опытными мореходами, на континент. Несмотря на определенные заимствования достижений от автохтонов Самарры, Халафа и Урука, убаидцы сумели сохранить свое культурное своеобразие. Культурно-дифференцирующим признаком убаидских памятников является погребальный обряд и культовая скульптура. Погребальный обряд меняется с эмбрионально-скорченного на вытянутый, а это уже признак смены этносов. Появляюся большие некрополи вне поселений. Погребальный обряд усложняется, возрастает число погребальных даров. Серпы, топоры, сосуды из глины, глиняные модели лодок, с помощью которых умершие возвращались на родину предков, в островную страну Дильмун. Этническим признаком убаидцев является керамика: с темной росписью на зеленоватом фоне с геометрическими и криволинейными орнаментами. В отличие от Халафских сосудов, орнаменты убаидцев занимали не всю поверхность сосуда. Принципиально иной была и технология обжига: высокотемпературный режим приводил к остекловыванию глины. Менялся и цвет краски, становясь черно-лиловым, что отличало от многоцветия красок халафцев.

В рисунках на печатях преобладают образы животных: козлов и оленей. Антропоморфные фигуры также имеют хвост и рога, отражающие мифологию или копирующие обрядовые маски-личины в ритуалах «плодородия».

Храмы убаидцев являлись предтечами храмов Урука и зиккуратов.Небольшая постройка из сырцового кирпича с нишей для алтаря занимала центральное место в поселении.

Когда при наступлении послепотопного похолодания гаплогруппа В пришла в Африку, ее зафиксированный общий предок датирован как живший 46 тысяч лет назад. Гаплогруппа С сейчас – это монголоиды Азии, полинезийцы и австралийские аборигены. Гаплогруппа Е разошлась между Ближним Востоком и Африкой, относительно немногие позже вернулись в Европу, есть они и в России, примерно 3 % от всех мужчин. Гаплогруппа G ушла в Переднюю Азию, часть передвинулась в Европу, затем на Кавказ. Сейчас Западный Кавказ – в основном гаплогруппа G, а среди осетин – подавляющее большинство. Сводная гаплогруппа IJK ушла на запад, в Европу, другая сводная гаплогруппа NOP – на восток, к Южной Сибири. Промежуточные L и M сейчас живут в основном в Индии и Юго-Восточной Азии.



Этносы – это практически всегда объединения разных гаплогрупп. Нет у этносов «своей гаплогруппы». Например, в нашем русском этносе есть четыре основные гаплогруппы – R1a, I1, I2, и N1c1, плюс еще десяток минорных, которых среди русских от нескольких процентов до долей процента.

Гаплогруппа – это род человека (в данном случае). Рода-гаплогруппы обозначаются индексами. Всего у современного человечества, у его мужской части, 20 основных гаплогрупп, их обозначают по буквам латинского алфавита от А до Т.

Конечно, надо понимать, что ДНК-генеалогические признаки не являются абсолютными, но они,будучи вероятностными, помогают приходить к определенным выводам, особенно когда подкрепляются положениями археологии, антропологии, лингвистики, которые, естественно, тоже не являются абсолютными.



Историческая ДНК-генеалогия о прародине ариев



В настоящее время в качестве кандидатов на прародину «индоевропейцев» или «протоиндоевропейцев» более или менее серьезно рассматриваются три. Один вариант – Передняя Азия, или, более конкретно, турецкая Анатолия, или, еще более конкретно, район между озерами Ван и Урмия, чуть южнее границ бывшего СССР, в западном Иране, он же западный Азербайджан.

Второй вариант – южные степи современных Украины и России, в местах так называемой «курганной культуры».

Третий вариант – Восточная или Центральная Европа, или, более конкретно, долина Дуная, или Балканы, или Северные Альпы.

Сторонники «анатолийской теории» полагают, что главным аргументом в ее пользу является то, что распространение сельского хозяйства по Европе, Северной Африке и Азии началось из Анатолии между 8000 и 9500 лет назад и дошло до Британских островов примерно 5500 лет назад.

Сторонники «балканской теории» пользуются теми же аргументами о распространении сельского хозяйства, правда, теперь уже от Балкан в сторону Анатолии. Вопрос этот до сегодняшнего дня не решен. Некоторые считают, что «прародина славян» находилась в районе Припяти и Среднего Днепра.

Время от времени упоминается некая «индоиранская общность», которая почему-то при этом говорила на «балтославянском да еще и праязыке». Иногда фигурируют некие «причерноморские индоарии». Некоторые полагают, что расселение праславян по территории Восточной Украины связано с распространением курганной археологической культуры, а значит, шло с востока на запад. Почти единодушно полагают, что население андроновской культуры было «индоиранским» по своей языковой принадлежности, (хотя при чем тут Индия и Иран?) что на Южном Урале, в Аркаиме, жили «индоарии». Встречаются выражения «индоиранские племена на пути переселения в Индию». То есть они уже были «индоиранскими», хотя туда еще не дошли. Что угодно, вплоть до абсурда, только чтобы не употреблять слово «арии»! Вот так и «убиваются имена» с помощью выдуманных терминов.

Источник:
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/22/1889
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook

Похожие публикации




Новости стихов в 2018 году - карандаш, ручка, вжух

Начиная писать стихи главным образом поэт должен перебрать все чувства о котором он хочет написать. Примером тому служит то что многие поэты сочиняли стихи про своих возлюбленных и любимых.. не так ли? Прежде всего у вас два выхода:

1. Это перечитать множество стихотворений и поэм. Понять систему рифмичности. Освоить это попробовав написать несколько сотен очерков. Или..
2. Просто прочитать свежие новости про стихи в 2018 году и научиться писать самому и подчерпнуть интересный материал, который всегда пригодится в этой жизни.

Наверх