Рекомендуем
Пример индексируемая ссылка (URL до 200 символов) и текст до 300 символов.
Купить индексируемые ссылки

Купить ссылку здесь за руб. Поставить к себе на сайт

Регистрация в каталогах


О русах и русиях

Автор: Александр Ставцев





(из лингво-исторического курса)

ФРАГМЕНТ: О РУСИ, РУСИЯХ И ТЮРИНГАХ ( ВЭРИНГАХ); ( ВАРЯГИ-РУСЬ )



Само слово Русь очень древнее и у арийских народов обозначало, как правило, господствующее племя или род. В отличие от многих народов, русы имели или королей, как в Западной Европе «красных русов», или «хаканов», как у степных «белых русов» Восточной Европы. Причем право русов иметь такие высокие титулы признавалось их соседями. Титул хакан, т.е. хан ханов соответствовал императорскому. И все же не красный (или рыжий) цвет являлся главным атрибутом русскости.

« Любовь есть основная духовно-творческая сила русской души». (И. А. Ильин. Волгоград, 1994. Наши задачи, том 1). Иван Александрович, в частности, пишет: «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца созерцающего свободно и предметно и передающего свое видение для действия и мысли. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь, и что именно любовью строится совместная жизнь на земле… Эту идею русско-славянская душа, издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства, она отозвалась сердцем на Божие Благовестие, на главную заповедь Божию, и уверовала, что Бог есть Любовь».

Обширную подборку сведений о разных Русиях в Европе опубликовал в 1842 году Ф.Л. Морошкин. Он, в частности, обратил внимание на местоположение Любека которое, согласно германским источникам, было в Руссии и указал, что какие-то еще Руссии существовали в районе Франкфурта, в Тюрингии, в Саксонии и сегодня известно, что четыре разные Руси были в Прибалтике и в Западной Европе на территории современной Австрии. Кроме того, какая-то Руззика, т.е. Русь, входила в состав королевства вандалов в Северной Африке. Арабский географ Идриси(около 1154года) различает два вида русов. Один из них локализуется в Причерноморье а другой располагается по соседству с Венгрией и Македонией. О Дунайской Руси в 12 веке хорошо знали на Западе и на Востоке и потому не делали пояснений. Какая-то часть Дунайской Руссии входила в состав Венгрии. Сын венгерского короля Имре носил титул «герцог Руссии».

Еще в документе 307 года руги обозначены в качестве федератов Рима а в Подунавье руги пришли из Прибалтики в 1-м -2-м веках и там им пришлось выдержать тяжелую борьбу с везиготами. Но большая часть прибалтийских ругов направилась в Центральную Европу, где расселялась компактными группами. Та же часть русов, точнее росс-аланов (южных ругов) которая оказалась в Причерноморье, попала в зависимость от готов Германариха и упоминается Иорнандом как платившие дань роги или росомоны. Исторические судьбы руговрусов складывались в борьбе с германцами и потому им приходилось искать поддержки у славян. На этой основе легче происходила языковая ассимиляция. По этой причине их воспринимали как одно из славянских племен, в частности поляне, «ныне зовомая русь». Согласно исследованиям М.А.Оболенского, россами назывались цари аланов, западной ветвью которых были росс-аланы. Роксаланы – это аланы, живущие по реке Рокс Аракс Рос, то есть по Волге.

Территория названная Ругией упоминается в Раффельштеттенском уставе начала 10-го века. Это королевство Ругия находилось в федеративных отношениях с Римом и существовало еще до массовых передвижений племен к границам империи.

Когда готы, разгромленные Болемиром и гонимые болгаро-гуннами Аттилы, приходят в Подунавье, между ними и ругами вновь вспыхивает вражда. По сообщению Иорнанда, ругом был и Одоакр, который, встав во главе ругов, скиров и герулов сокрушил Западную Римскую империю. Поселения ругов в Северной Италии сохранялись в течение нескольких столетий. Интересно, что в традициях германского эпоса героем становится Теодорих а славянского – Одоакр, хотя именно раздоры между ругов позволили готу Теодориху одержать победу над Одоакром. В источниках 15-16 веков Одоакра называли русским или ругским князем. Оказавшись в составе основателей Вандальского королевства, руги стали участниками первого крестового похода. В Сирии ими был основан город Русса или Ругия, современный Руайт.

Географ 16 века Меркатор определял язык рутенов с острова Рюген как словенский и вендельский. По Саксону Грамматику, Венедский, т.е. Рижский, залив располагался вдоль побережья рутенов. Польский аноним 15 века называет поморян галмаци, что соотносится с иллирийской Далмацией и летописным славянским племенем гломачей.

Хотя одна из первых русских летописей указывает на Норик как на прародину славян, но в чешской и польской письменности матерью всех славян считается Паннония. Что касается территории Норика, то она совпадает с территорией Ругиланда, она же Ругия или Рутения.

Пришедшие с севера русы-которые-руги застали в Поднепровье других русов-которые-росы, занимавших эту территорию как минимум с эпохи черняховской культуры, имевшей в своем составе росомоновроксаланов, союзников антов.

Город Дубровник, по К.Багрянородному Раусий, в средневековых текстах называется Рагузой. По его мнению, переселение в Раусий состоялось в сер. 5-го века по Р.Х. Константин называет еще один город на побережье Адриатики г.Росса. По сообщению хорватского священника Дуклянского, один из островов Адриатического побережья носил название Руйана.

В самое последнее время, в 1970-80-х годах, целая плеяда археологов и историков обосновала убеждение, что первый исток государственности Руси пробился еще в VIII веке по Р.Х. в устье Волхова, в Ладоге. Этот древнейший (примерно 750-е годы) из известных нам город Руси (до новейшего времени существовало неверное представление о глубокой древности Новгорода, который на деле не старше середины Х века – то есть на полтора-два столетия моложе Ладоги), в котором уже в IX веке была воздвигнута каменная крепость (совсем недавно открытая и, из известных нам, первая по времени на Руси), с самого начала стал узлом «широких, евразийского масштаба торговых и культурных связей» (средневековая Ладога), простиравшихся от западноевро-пейских земель до арабского Востока, – что прочно удостоверено археологиче-скими исследованиями монет и предметов прикладного искусства. Наконец, в этой Северной Руси, как явствует и из западноевропейского (германского), и из восточных (арабских и персидских) источников, не позднее 830-х годов, а вероятнее всего ранее, существовал правитель, принявший высокий титул кагана. В записи под 907 годом в «Повести временных лет» сказано, что князь Олег идет на Царьград, взяв с собою "множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян…" и т. д. Или в записи под 985 годом: "Пошел Владимир на болгар в ладьях… а торков привел берегом на конях". Такого рода факты постоянны и типичны в истории Руси.

В 9-м веке русы, пришедшие в Поднепровье с севера, застали там днепровских русов, росомоновроксалан. Таким образом произошло столкновение двух русских традиций: поляно-русской и варяго-русской, причем и та и другая традиции имели свой опыт борьбы с готами, начиная со времен Буса.



Хорваты переселились в Далмацию из Прикарпатья в 7-м веке. Во времена князя Владимира там было известно племя с таким названием. Однако самоназвание местных карпатских племен было русины. Возможно, что это потомки балтийских мигрантов ругов. Карпатские русины отличали себя и от польского и от словацкого и от украинского населения. Их поселения подступали к самому Кракову. Интересно, что и хорваты на Балканах сохраняли относительную обособленность.

По какой-то причине общины рутеновругов в Прибалтике, в Подунавье и в Поднепровье ко времени Кирилла и Мефодия сливаются со славянами, славянская речь окончательно торжествует. Что касается поселений руссов в Баварии, Австрии и Северной Италии, то еще какое-то время они могли существовать обособленно в арианских общинах, но только до установления имперской власти Карла Великого и духовной власти Римских пап. В этих условиях кто-то принимал католичество а кто-то уходил на Восток.

Подобно Олегу Ольге, любимыми русскими именами были и ИнгварьИгорь, тоже связанные с именами рек, таких как Унг, Уг, Ингуль, Угол. Интересно то что сакральный суффикс инг иг уг яг с добавлением «слав» дает побеги от славянских имен Иггивлд, Инго Ингвар такие как Ингослав Ижослав Изяслав. В их числе и названия городов в Угорской Руси, таких как Ужгород он же Унгвар (вар – город, а Унг – река, на которой он стоит).

К иллирийским относят имена с формантами БОРБУР и с семантикой «муж, человек». Буривой, Борислав и т.п.

К иллирийским восходят также имена Карн, Акун, Тилен.

Обращает на себя внимание композитный этноним варяги-русь. Дело в том что русы, хотя и проживают в местах поселений славян, все же, в отличие от них, более консервативны в отношении кровно-родственных отношений, напоминая варну воинов Ригведы.

Славяне занимались мирными делами вайшьев – промыслами, земледелием, скотоводством и не были профессиналами в воинском деле. Внешним видом они отличались тем, что стригли свои волосы в кружок. А варна кшатриев-вэринговварягов «кормилась» военной добычей и «воинскими наемными услугами». Русы-вэринги жили в военных поселках и брили голову, оставляя на темени оселедец – клок волос. И когда по какой-то причине( возможно, вследствие эпидемии) Новгородская республика оказалась без князя, встала необходимость выбрать князя опытного в военном деле и именитого по военным удачам. Это славянское единство Европы еще долго было реальностью и помнилось в том числе участниками Грюнвальдской битвы в 15 веке. И уж тем более это было известно князю Святославу, намеревавшемуся из Киева перенести столицу в Искоростень на Дунае, куда стекались «вся благая земли».

На протяжении нескольких столетий написание этнонима русов было неустойчивым. В одно и то же время они назывались: руги, роги, русы, рузы, руци, руйяны, рутены, рохи, роки, раки, руди.

Интересно, что основанный какими-то русскими участниками 1-го крестового похода город в Сирии (современный Руайт) назывался в одно и то же время Руссой, Россой, Ругией, Руйей, Рурсией.

В Северной Италии в городе Лаголе ди Калалцо у реки Пьяве обнаружено много венетских артефактов.Там и сейчас находится источник целебной воды, а во времена античные это был «венетский курорт», куда венеты толпами стекались лечить ревматизм. На ручках «курортных» кружек постоянно встречаются надписи с именем божества Тримужьятей, т.е. Триглава.



По некоторым данным в Далмацию в 7-м веке переселились Прикарпатские хорваты. Но это не было самоназванием этих племен. Известно, что в Прикарпатье местное население называло себя русинами. Карпатские русины оставили память о себе многочисленными топонимами. Их поселения подступали к самому Кракову. Русины четко отличали себя от польского, словацкого и малоросского населения. Интересно, что и балканские хорваты сохраняли известную обособленность, связанную, видимо, с арианством, неприемлемым ни византийской ни латинской церквям. Однако, в конечном счете, арианская Хорватия становится католической а Сербия усвоит Православие.



Около 1191 года герцог Австрии и Штирии Оттокар назначает размер платы за провоз соли «на Русь» и «из Руси». При этом, известно, что соляные источники в Подунавье находились в районе Зальцбурга. Локализация Дунайской Рутении указывает на Ругиланд , государство ругов, упоминаемое в источниках 5-го – 8-го веков.





В чешской и польской письменности «матерью» всех славян считалась Паннония, но летописный Норик совпадает именно с территорией Ругиланда. При этом любопытно, что с русью летописец отождествлял полян. Он помнит, что аварыобры творили насилия по отношению к дулебам, жившим в Паннонии южнее «блатного» болотного озера (Балатон).

В официальных документах 10-го века Киевская Русь также называлась Ругией. О Дунайской Руси 12 века хорошо знали на Западе и на Востоке. Арабский географ Аль-Идриси ок. 1154 года указывает на два вида русов, один из которых примыкает к Причерноморью а другой располагается по соседству с Венгрией и Македонией. По-видимому , именно этих русских упоминает сербский святитель Савва Освященный, когда посетил в 1229 году Иерусалим и остановился там в русском монастыре, причем считал его монахов своими сородичами.



Какая-то часть Дунайской Руссии входила и в состав Венгрии. Сын венгерского короля Стефана Имре носил титул герцога Руссии. Дочь Агмунда «герцога Рутении» Анастасия стала женой венгерского короля Андрея (1046-1061).Известна покровительством православных монастырей в Венгрии.

РУГИЛАНД

Дунайская Руссия – это королевство Ругия, возникшее как федеративное по отношению к Риму государство. В качестве федератов Рима руги обозначены в документе 307 года. Причем, на Дунай руги пришли из Прибалтики, где им пришлось выдержать тяжелую борьбу с готами. Часть их оказалась в Причерноморье и известна под именем росомоновроксалан. Те же прибалтийские руги, которые переселились в Центральную Европу, образовали там компактные группы проживания. С приходом готов в Подунавье, между ними вновь вспыхивает вражда. Но междоусобицы ругов помогли вождю готов Теодориху одержать победу над ругом Одоакром и отобрать у него Северную Италию. Поселения ругов в Северной Италии (в районе Гардов) сохранялись много столетий. В 9-м веке римские папы обращались особо к «клирикам рогов». Возможно, это было связано с арианской религиозной организацией ругов, о чем в 5-м веке свидетельствует Житие Северина.



В источниках 15-16 веков Одоакра часто называли русскимругским князем. В преданиях зародившихся на Дунае, готам постоянно противостоят русские люди и их короли. Неприязнь к готам исторически зафиксирована в Новгородской летописи под 1204 годом, когда летописец, рассказывая о взятии крестоносцами Константинополя, называет одного воеводу из Берна «идеже бе поганый злый Дедрих», т.е. Теодорих Веронский.

Язык рутенов с острова Рюген географ 16 века Меркатор определял как словенский и виндальский.

Польский аноним 15 века сопоставляя наименования поморян у разных народов, пишет о том, что в латинском, галльском и итальянском их называли вандалами, в тевтонском – вендами, а в русском – галмаци. При этом известно славянское племчя гломачей они же делемичи. Вывод об иллирийской Далмации напрашивается сам.

Интересно, что город Дубровник был известен Константину Багрянородному как Раусий, а в документах средневековья называется Рагузой.Один из островов Адриатического побережья носил название Руйана, сходное с о. Рюген в Балтике. По мнению Багрянородного, раусияне переселились в Раусий в середине 5-го столетия.



Общее впечатление таково, что ругирусы осознавали себя славянским, хотя и аристократическим родом. Именно ругамрусам приходилось вступать в борьбу с германцами и искать поддержки у славян. Они усваивают славянский язык и ко времени миссии Кирилла и Мефодия в Паннонию, общины рутенов на ее землях по языку сливались со славянами.

Источник:
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/17/6727
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook

Похожие публикации




Новости стихов в 2018 году - карандаш, ручка, вжух

Начиная писать стихи главным образом поэт должен перебрать все чувства о котором он хочет написать. Примером тому служит то что многие поэты сочиняли стихи про своих возлюбленных и любимых.. не так ли? Прежде всего у вас два выхода:

1. Это перечитать множество стихотворений и поэм. Понять систему рифмичности. Освоить это попробовав написать несколько сотен очерков. Или..
2. Просто прочитать свежие новости про стихи в 2018 году и научиться писать самому и подчерпнуть интересный материал, который всегда пригодится в этой жизни.

Наверх