Обучение - это работа, а работа - это боль
Макс Сент-Джон, психолог, написал ряд статей о том, как школьное образование влияет на всю будущую жизнь людей. Ему, как психологу, довольно часто приходится иметь дело с этими последствиями.
Примерно год назад я прочитал книгу Питера Грея «Free to Learn».
Уже после пяти страниц мне стало понятно, что все проблемы, которые испытывает современное общество, закладываются в школе. То, как нас в школе воспитывают, влияет на все.
Моему сыну пять лет, и он - второклассник. И его образование уже зациклилось на том, чего он смог достичь, а что - нет.
У него отличные учителя, да и школа сама хорошая, но в следующие несколько лет в него будут заложены общечеловеческие фундаментальные принципы (кто ты есть в этом мире, как тебе надо работать), которые крайне вредны для современного общества.
И я решил понять, что стоит за этими ценностями.
2015 год. Середина дня. В классе 30 человек, всем - четыре или пять лет.
Учитель достаточно мягко просит всех сесть и успокоиться. Для некоторых детей это не проблема, но для большинства приказ «успокоиться» еще непонятен и невыполним.
Когда учитель замечает, что кто-то заговорил вне очереди или не прислушивается к нему, он опять просит успокоиться и развернуться.
Если это повторяется несколько раз - ребенка могут выгнать из класса, а его имя заносится в «колонку позора» на доске на всеобщем обозрении.
Вот в чем проблема: детям приходится понять с самого раннего возраста, что «быть самим собой» нельзя. Им вбивают в голову, что если они не «прогнутся», то тот человек, к которому они обращаются за любовью и безопасностью, может от них уйти. А может - и выставить это напоказ.
И это - их первые шаги в школе…
Начнем с общего - того самого «комплекса работы».
За последние 15 лет я работал с кучей компаний. Через мое обучение и тренировку прошли тысячи человек. Я оказывал услуги местным предпринимателям в моем районе, важным чиновникам из Белого Дома и гендирам страховых компаний.
И я много раз задумывался: почему для стольких людей работа - это муки?
Вот - симптомы такого поведения:
Работа в неоптимальном физическом или ментальном состоянии. Я видел много людей с очевидными признаками депрессии или просто сильной болезни, которые продолжали ходить на работу, успокаивая себя мыслью, что «только так и надо работать». Считается нормальным не просто не любить работу, а испытывать от нее боль. А остановиться - никак нельзя.
Выгорание. Компании заполнены людьми в постоянном цикле «бумажки - собрания», которые пишут отчеты, прекрасно зная, что их никто не читает. Даже дома они заполняют свой день вещами, без которых они бы с удовольствием обошлись, потому что ими движет внутреннее ощущение постоянной «гонки» - не напишешь отчет - впадешь в немилость к боссу.
Нерешительность. Я бы разделил свою работу на три примерно равные части. Первая - помогать людям, которые не могут принимать жизненные решения сами. Вторая - помогать компаниям наладить работу, когда их сотрудники не могут сами принимать решения и всегда смотрят на начальника. И третья - помогать начальникам, которые хотели бы перестать управлять всем железной рукой, но неспособны остановиться.
Погоня за деньгами и статусом. Я часто вижу, что единственная мотивация для людей - следующее повышение, важный сертификат или карьерный рост. Они работают ради достижения этих «чекпоинтов», а после успеха осознают, что «нет, этого мало, надо еще». Или еще хуже - возможность для успеха так и не подворачивается. Им требуется постоянный поток целей и дедлайнов, чтобы чувствовать себя ценным.
Соревнование с коллегами. Удивительно, насколько часто я решаю конфликты между сокомандниками. Люди постоянно отслеживают достижения других, спрашивая себя «как это отразится на мне?». В худшем случае это приводит к подковерным интригам и попыткам «подставить» коллегу.
Бессмысленная работа. Огромное количество людей не верят в то, что делают. Многие смирились с тем, что работа - это обмен денег на выполненные задания, а получение удовольствия от работы - либо «не может такого быть», либо непозволительная роскошь.
Бездушность. Люди приходят на работу, потому что так надо. Заполняют бумажки, потому что так надо. Выполняют абсолютный минимум работы, просто чтобы не потерять социальный статус и чтобы тебя не осудил начальник.
Это звучит как обвинения в воздух, понимаю, но я не просто вижу эти проблемы в каждой компании, в офис которой ступаю: я сам страдаю от тех же проблем. Мне постоянно приходится бороться с внутренним «долгом», который приказывает мне делать что-то не для самого себя, а для внешнего одобрения. Я не иду на конфликты ни при каких обстоятельствах и часто страдаю от депрессии.
————
Утро понедельника. Марку 14 лет и он идет в школу. Он ее ненавидит, но понимает, что иначе никак.
Он не может влиться в класс. Его задирают одноклассники, а уроки ему совершенно неинтересны. Когда он пытается заставить себя заинтересоваться материалом - он получает от одноклассников прозвище «ботаник» и находиться в их обществе становится совсем невозможно. А когда он бросает учебу, чтобы, наконец, с кем-то подружиться - получает подзатыльник от учителя.
Он застрял между молотом и наковальней, но иначе никак.
Он начинает осознавать, что работа - по определению противная, скучная и бесполезная. Работа - это то, что он должен делать, даже если ему не хочется. Даже если он от нее страдает. Называется все это - «обязательное образование».
Выход из ситуации он видит только один - наркотики. В его школе многие курят и не стесняются этого. Подумайте сами - реальность невыносима и сделать с этим ничего нельзя, почему бы не попытаться от нее уйти, хоть на пару минут?
—————
Окей, прелюдия затянулась, но мы, наконец, подходим к главному: а как все это связано со школой?
Если еще сами не догадались, все перечисленные проблемы зарождаются и культивируются именно здесь.
Школа учит нас, что обучение - это работа, а работа - это боль.
Игры - на переменах. Самовыражение - на уроках рисования. Все остальное - «обучение».
Работа - это то, что тебе не нравится, но приходится делать. А поскольку обучение - это работа, то и получать удовольствие от этого невозможно.
На уроках скучно? Извини, но придется ходить. Одноклассники задирают? Извини, но придется ходить. Учителя давят? Извини, но придется ходить.
Нам вдалбивают в голову, что работа - это обязательно и всегда больно. Что самое важное в жизни - одобрение извне.
Нас учат все делать ради хорошей оценки или одобрения родителей. И мы понимаем, что чем лучше оценки - тем ценнее мы для общества, и тем светлее наше будущее.
Нас распределяют в классы по 30 человек, а поскольку в школе мы не имеем никакой власти - мы пытаемся ее получить над одноклассниками. Они - не друзья, а соперники в постоянной борьбе за милость учителя.
И в постоянном цикле из экзаменов, контрольных и домашних заданий, у нас почти нет времени и сил заниматься чем-то, что нам нравится.
Спустя 15 лет (минимум) в этой системе, неудивительно, что нам трудно найти себя в жизни - потому что жизнь такая же. Все, что нам приносит удовольствие, мы откладываем на «свободное время», которого становится все меньше и меньше - а в какой-то момент оно исчезает совсем.
Оригинал.
Перевод: Михаил Лаврентьев
Примерно год назад я прочитал книгу Питера Грея «Free to Learn».
Уже после пяти страниц мне стало понятно, что все проблемы, которые испытывает современное общество, закладываются в школе. То, как нас в школе воспитывают, влияет на все.
Моему сыну пять лет, и он - второклассник. И его образование уже зациклилось на том, чего он смог достичь, а что - нет.
У него отличные учителя, да и школа сама хорошая, но в следующие несколько лет в него будут заложены общечеловеческие фундаментальные принципы (кто ты есть в этом мире, как тебе надо работать), которые крайне вредны для современного общества.
И я решил понять, что стоит за этими ценностями.
2015 год. Середина дня. В классе 30 человек, всем - четыре или пять лет.
Учитель достаточно мягко просит всех сесть и успокоиться. Для некоторых детей это не проблема, но для большинства приказ «успокоиться» еще непонятен и невыполним.
Когда учитель замечает, что кто-то заговорил вне очереди или не прислушивается к нему, он опять просит успокоиться и развернуться.
Если это повторяется несколько раз - ребенка могут выгнать из класса, а его имя заносится в «колонку позора» на доске на всеобщем обозрении.
Вот в чем проблема: детям приходится понять с самого раннего возраста, что «быть самим собой» нельзя. Им вбивают в голову, что если они не «прогнутся», то тот человек, к которому они обращаются за любовью и безопасностью, может от них уйти. А может - и выставить это напоказ.
И это - их первые шаги в школе…
Начнем с общего - того самого «комплекса работы».
За последние 15 лет я работал с кучей компаний. Через мое обучение и тренировку прошли тысячи человек. Я оказывал услуги местным предпринимателям в моем районе, важным чиновникам из Белого Дома и гендирам страховых компаний.
И я много раз задумывался: почему для стольких людей работа - это муки?
Вот - симптомы такого поведения:
Работа в неоптимальном физическом или ментальном состоянии. Я видел много людей с очевидными признаками депрессии или просто сильной болезни, которые продолжали ходить на работу, успокаивая себя мыслью, что «только так и надо работать». Считается нормальным не просто не любить работу, а испытывать от нее боль. А остановиться - никак нельзя.
Выгорание. Компании заполнены людьми в постоянном цикле «бумажки - собрания», которые пишут отчеты, прекрасно зная, что их никто не читает. Даже дома они заполняют свой день вещами, без которых они бы с удовольствием обошлись, потому что ими движет внутреннее ощущение постоянной «гонки» - не напишешь отчет - впадешь в немилость к боссу.
Нерешительность. Я бы разделил свою работу на три примерно равные части. Первая - помогать людям, которые не могут принимать жизненные решения сами. Вторая - помогать компаниям наладить работу, когда их сотрудники не могут сами принимать решения и всегда смотрят на начальника. И третья - помогать начальникам, которые хотели бы перестать управлять всем железной рукой, но неспособны остановиться.
Погоня за деньгами и статусом. Я часто вижу, что единственная мотивация для людей - следующее повышение, важный сертификат или карьерный рост. Они работают ради достижения этих «чекпоинтов», а после успеха осознают, что «нет, этого мало, надо еще». Или еще хуже - возможность для успеха так и не подворачивается. Им требуется постоянный поток целей и дедлайнов, чтобы чувствовать себя ценным.
Соревнование с коллегами. Удивительно, насколько часто я решаю конфликты между сокомандниками. Люди постоянно отслеживают достижения других, спрашивая себя «как это отразится на мне?». В худшем случае это приводит к подковерным интригам и попыткам «подставить» коллегу.
Бессмысленная работа. Огромное количество людей не верят в то, что делают. Многие смирились с тем, что работа - это обмен денег на выполненные задания, а получение удовольствия от работы - либо «не может такого быть», либо непозволительная роскошь.
Бездушность. Люди приходят на работу, потому что так надо. Заполняют бумажки, потому что так надо. Выполняют абсолютный минимум работы, просто чтобы не потерять социальный статус и чтобы тебя не осудил начальник.
Это звучит как обвинения в воздух, понимаю, но я не просто вижу эти проблемы в каждой компании, в офис которой ступаю: я сам страдаю от тех же проблем. Мне постоянно приходится бороться с внутренним «долгом», который приказывает мне делать что-то не для самого себя, а для внешнего одобрения. Я не иду на конфликты ни при каких обстоятельствах и часто страдаю от депрессии.
————
Утро понедельника. Марку 14 лет и он идет в школу. Он ее ненавидит, но понимает, что иначе никак.
Он не может влиться в класс. Его задирают одноклассники, а уроки ему совершенно неинтересны. Когда он пытается заставить себя заинтересоваться материалом - он получает от одноклассников прозвище «ботаник» и находиться в их обществе становится совсем невозможно. А когда он бросает учебу, чтобы, наконец, с кем-то подружиться - получает подзатыльник от учителя.
Он застрял между молотом и наковальней, но иначе никак.
Он начинает осознавать, что работа - по определению противная, скучная и бесполезная. Работа - это то, что он должен делать, даже если ему не хочется. Даже если он от нее страдает. Называется все это - «обязательное образование».
Выход из ситуации он видит только один - наркотики. В его школе многие курят и не стесняются этого. Подумайте сами - реальность невыносима и сделать с этим ничего нельзя, почему бы не попытаться от нее уйти, хоть на пару минут?
—————
Окей, прелюдия затянулась, но мы, наконец, подходим к главному: а как все это связано со школой?
Если еще сами не догадались, все перечисленные проблемы зарождаются и культивируются именно здесь.
Школа учит нас, что обучение - это работа, а работа - это боль.
Игры - на переменах. Самовыражение - на уроках рисования. Все остальное - «обучение».
Работа - это то, что тебе не нравится, но приходится делать. А поскольку обучение - это работа, то и получать удовольствие от этого невозможно.
На уроках скучно? Извини, но придется ходить. Одноклассники задирают? Извини, но придется ходить. Учителя давят? Извини, но придется ходить.
Нам вдалбивают в голову, что работа - это обязательно и всегда больно. Что самое важное в жизни - одобрение извне.
Нас учат все делать ради хорошей оценки или одобрения родителей. И мы понимаем, что чем лучше оценки - тем ценнее мы для общества, и тем светлее наше будущее.
Нас распределяют в классы по 30 человек, а поскольку в школе мы не имеем никакой власти - мы пытаемся ее получить над одноклассниками. Они - не друзья, а соперники в постоянной борьбе за милость учителя.
И в постоянном цикле из экзаменов, контрольных и домашних заданий, у нас почти нет времени и сил заниматься чем-то, что нам нравится.
Спустя 15 лет (минимум) в этой системе, неудивительно, что нам трудно найти себя в жизни - потому что жизнь такая же. Все, что нам приносит удовольствие, мы откладываем на «свободное время», которого становится все меньше и меньше - а в какой-то момент оно исчезает совсем.
Оригинал.
Перевод: Михаил Лаврентьев
Источник:
Новости. Все новости образования.
http://pedsovet.org/dnevniki/obrazovanie/obuchenie---eto-rabota-a-rabota---eto-bol
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Новости. Все новости образования.
http://pedsovet.org/dnevniki/obrazovanie/obuchenie---eto-rabota-a-rabota---eto-bol
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Похожие публикации
Новости обучения в 2018 году - раздельное, взрослое и детское
Когда мы говорим об обучении взрослых, мы хотим отделить его от обучения детей. Обучение детей подразумевает, что взрослые, то есть учителя обладают знаниями, которыми не обладают дети. В этом случае дети всецело полагаются на взрослых, на их авторитет для приобретения знаний. В этом случае дети всецело полагаются на взрослых, на их авторитет для приобретения знаний. Учитель старается передать знания детям, находящимся в классе. Однако сегодня данный вид обучения не подходит даже для детей.А что же тогда подходит - вы спросите? Всё просто, нужно всего лишь следить за последними новостями про обучения в 2018 году не только в России, но и за рубежом. Так как материал который вы будете читать, на самомо деле носит огромный информационный повод применения его в своих целях в обучении, не только для детей, но и взрослых.