Рекомендуем
Пример индексируемая ссылка (URL до 200 символов) и текст до 300 символов.
Купить индексируемые ссылки

Купить ссылку здесь за руб. Поставить к себе на сайт

Регистрация в каталогах


О малоазийской аратте по сафронову

Автор: Александр Ставцев





(фрагмент из лингво-исторического курса)





В течение многих лет историки были убеждены, что первые ростки цивилизации появились в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. в долинах рек Тигр и Евфрат, положив начало шумерской цивилизации. О происхождении шумеров до недавних пор было мало что известно. Считалось, что они являлись наследниками более древней убаидской культуры, у которой шумеры переняли опыт земледельческих работ.

Что касается их более ранних предков, то здесь сведения носят мифологический характер и потому учеными всерьез не воспринимаются. По одному из мифов, своей первой родиной шумеры считали таинственную страну Дильмун – в последнее время многие сходятся во мнении, что эта страна располагалась на острове Бахрейн. В других преданиях говорится, что своим происхождением шумеры обязаны «Солнцеподобной Аратте» – цивилизации, стоявшей, как оказалось позднее, у истоков всей евроарийской расы.

По мнению Сафронова, центр формирования будущей древнейшей балканской евроарийской или протославянской культуры Винча находился на севере Центральной Анатолии, в долине реки Коньи. Археологически это эквивалентно культуре Чатал-Хююка. Так что чатальцы стали западными соседями убаидцев и жителей Аратты.

В.Сафронов пришел к выводу, что, центром единой цивилизации Месопотамии, Балкан и Египта является Анатолийская Аратта. О ней нам стало известно из шумерских эпических поэм. Аратта превосходит по всем показателям древнейшие цивилизации Нижней Месопотамии. В то время как на юге Двуречья еще не возводят стен вокруг поселений, а Аратта уже окружена многими рядами белокаменных стен. Шумерский царь Энмеркар просит Аратту прислать мастеров-строителей. В поэме богиня Инанна условием своей помощи ставит приглашение из Аратты мастеров по металлу, изготовителей металлических (священных) сосудов. Квалификация араттских златокузнецов довольно высокая, если они умеют получать серебро рафинированием. В Аратте есть и золото и серебро, и ее жители успешно торгуют с далекими странами.

Аратта имеет развитый институт жречества. Правитель государства – верховный жрец, эн. При этом власть «священного царя» ограничивается народным собранием. Подобная же структура и в Южном Двуречье. Аратту и Урук связывают культы общих богов Инаны и Думузи.

Прошли века, но шумеры не забыли Аратты и помнили о своем культурном соседе, расположенном у излучины Верхнего Евфрата (совр. Г. Элязыг), помнили как о торговом центре, где можно закупить медь, серебро, золото и камень.

Хотя плодородная земля и разветвленная ирригационная система и обеспечивают шумеро-семитские города продуктами сх-ва, но полноценно города-государства Нижней Месопотамии могли существовать,лишь обеспечив подвоз металла, дерева и строительного камня. Оттого и такой интерес правителей Урука к Аратте.

Тэртэрийские ранневинчанского периодаписьмена свидетельствуют о том, что культуры Винча, Аратты и протошумер некогда жили в непосредственной близости друг от друга. Такой единой протоцивилизацией, по всей вероятности, была культура Чатал-Гуюк.

Если верна расшифровка шумеролога Кифишина А.Г. 35 надписей на Винчанской керамике, содержащих слово Аратта, то связь Аратты и Винча можно считать бесспорной. И это вполне объясняет последующую после троянской войны миграцию. Анатолийцы, уйдя в Европу, не потеряли связи со своей прародиной.

Что касается дошумерской писменности, то видимо, Аратта и Винча явились ее первоисточником. Урук – это шумеры. В тексте их поэмы «Энмеркар и жрец Аратты» есть намек, что в Аратте к тому времени уже была письменность –«хитроумное слово».

…гонец, слово я тебе говорю

Я сделал его хитроумным, возвращающимся, с собой

Согласно эпосу, спор между Урукрм и Араттой завершается мирно – поскольку засуха закончитлась, Аратта больше не нуждается в зерне Урука. Это результат того, что общая для всех богиня Инанна, «госпожа всех стран», обеспечила Аратту половодьем. Между городами устанавливается взаимовыгодный обмен и даже сам Энмеркар отправляется на свадьбу в Аратту. Судя по данным эпоса, Аратта значительно превосходит Месопотамские цивилизации Раннединастической эпохи. На юге Двуречья еще не возводят стен вокруг поселений, а Аратта уже окружена многими рядами белокаменных стен. В Аратте есть золото и серебро, причем серебро подвергают технологии рафинирования, которая является довольно сложной операцией.



Хотя большинство исследователей и помещают Аратту в Иране, а кто-то даже в Прикаспии, однако в поэмах об Аратте описываются только области к северо-западу от Урука, а именно: гора Хуррум (страна хурритов) и гора Кедра(Ливан). Сообщается, что Аратта лежит за семью горами, причем действительно, по дороге на запад, путникам преграждают путь семь хребтов –один в горах Загроса и шесть – в Анатолии, в горах Тавра. Известно также, что существовал реальный путь, соединявший Верхнюю и Нижнюю Месопотамию, который был пройден аморрейцами в конце 3-го тыс. до р.х. Этот путь шел поперек Сев. Месопотамии, а после переправы через Тигр по южным склонам гряды Джебль-Хамрин, у подножия гор, ограждавших Элам, а оттуда – на Юго-Восточный Шумер. Таким образом, Аратта локализуется в верховьях Евфрата. О водном пути в Аратту в поэмах сообщается, что жрец Машмаш обещает вернуться в Аратту с тяжело груженными лодками, при том что единственными водными артериями, связывающими Южное Двуречье с далекими северо-западными территориями являются Тигр и Евфрат, истоки которых лежат в центре Восточной Анатолии, в горах Адамани. Это близко к Элязигу, где обнаружены памятники убаидской культуры. Аратта находилась севернее Элязига, от которого к северо-востоку находится проход у г. Ашкола длиной в 12 км.,соединяющий Евфрат с небольшим(20 км) притоком полноводной реки Чорох, впадающей в Черное море в 200 км к СЗ от г. Ашколе у соврем. Городка Тиребалу. Вдоль берега до устья Дуная от устья Чороха 960 км. Из воинской реляции царя Саргона видно, что его путь проходил севернее озера Ван, находящегося в 25 км к югу от истоков реки Арацани, которая является притоком Евфрата и впадает в него в 30 км севернее Элязига, от которого Арацани отделяет Восточный Тавр. Так что совпадение гидронима Арацани и топонима Аратты не случайно.

Связь малоазийской Аратты и балкано-дунайской Винча скорее всего могла осуществляться каботажным плаванием вдоль Южно- Черноморского побережья. Об этот свидетельствует и Варненский могильник древних мореходов (Варна и Гумельница – производные от Винча). Таким образом, ныне признается связь Подунавья и Сев. Балкан с Анатолией и проясняется начало зарождения на севере Центральной Анатолии двух великих цивилизаций Аратты и Винча.

В 1994-1996 годах московский шумеролог А.Г. Кифишин, изучая надписи в районе Каменной Могилы, установил, что первичная родина всех евроарийцев, малоазийская Аратта, воспетая шумерами еще в III тысячелетии до н.э., находилась вначале на территории нынешней Украины.

Протошумерские (араттские) письмена из Каменной Могилы.

Примерно в двадцати километрах от Мелитополя на берегу реки Молочной находится загадочное природное образование под названием Каменная Могила. Этот природный феномен имеет огромную историко-археологическую ценность: на этих камнях можно увидеть следы деятельности человека, начиная от палеолита и заканчивая ранним средневековьем: здесь встречаются и петроглифы первобытных людей, и надписи ранних христиан, и рисунки римлян. Еще в 60-70 годах некоторые археологи обратили внимание на то, что найденные возле Каменной Могилы предметы быта подозрительным образом напоминают аналогичную утварь из Шу-эден-на-ки-Дуга (современного Чатал-Гююка) – древнейшего поселения в Анатолии, возникновение которого ученые относят к концу VII – началу VI тысячелетия до н.э. Кроме того, некоторые ученые обнаружили, что многие письмена, высеченные на монолитах Каменной Могилы, идентичны знакам шумерской клинописи. Впрочем, до серьезных расшифровок дело не дошло, и лишь в середине 90-х годов московский исследователь А.Г. Кифишин занялся изучением этой проблемы и посетил этот доисторический памятник. На одной из восточных плит Каменной Могилы Кифишин отчетливо прочитал шумерский символ «Шу-нун», означающий «Рука Царицы». В Древней Месопотамии был город с таким названием. Следующей шумерской надписью было слово «Нун-бирду». На языке этого древнего народа оно означало «Царица Степи». По преданию шумеров, так называлась река, около которой бог Энлиль соблазнил юную Нинлиль, за что был навечно сослан в преисподнюю. На сегодняшний день в разных местах Каменной Могилы обнаружено 130 наскальных надписей и 160 каменных табличек, исписанных древним письмом. Самые ранние датируются XII-X тысячелетиями до х.э., поздние относятся к III тыс. до х.э., то есть ко времени существования шумерской цивилизации.

Вот одна из расшифровок Кифишиным Панно 37/4:

"Думузи, Ниндар (и) Гатумдуг (ритуал) Лука познали,// когда Воды звёзд хлынули (на землю). Инанна жребий бросила,// (и на) корабле грузовом Энлильпаиль, семьёй осуждённый, якорь Царицы (преисподней) завязал (т. е. умер)// Мудрецы судили, (а) великое знающие определили:// "Крокодил зерно (возрождения) Камнем Солнца связал" (т. е. совершил ритуал умерщвления бога),//Рождённые (во) тьме, (у) тростника зерна (в) Водах звёзд (=Эбле) - (это) пиво нагруженное царицы, (это) Лук (=зерно) связанный,// (это) Змея, (это) упряжка двух быков. (Прошло) 1400 (лет)".

Ключом к пониманию первой фразы: dumu-zi nin-dar ga-tum-dug bun-zu - является слово bun (Лук). Упоминание "Воды звёзд" говорит о Всемирном потопе, связываемом со вспышкой Сириуса. Имеет к этому отношение и Ниндара, разум Суда Воды имеющая, Семиголовая змея. Созвездие Лук - это, как будет показано ниже, часть созвездия Большого Пса, где находится Сириус.

Из Каменной Могилы дошло до нас и самое, по-видимому, древнее и меткое упоминание о Крыле Великом Птицы-Смерти, которое относится к временам более древним, чем вспышка Сириуса 7500 лет до н. э.:

"На полях лиллу Крыло Великое [Птицы-Смерти] установлено […] ( По указу) [демонов-] утугов Аратты Ламар (в) 80 (году) правителей судит. Думузи (для) Суда Воды 40 ослов определил (и) 40 Колесниц первейших. Жребий Колесниц первейших – (согласно) знанию Морской Бездны – мёртвых перевозить. Колесницы птицы (были ещё у) Гильгамеша (и) Абукуна, правителя, Древо Быка имеющего".

Вновь упоминание о трёх появлениях «Колесницы птицы», которые кроме Думузи, были при Гильгамеше, но не царя Шумера, а Аратты он связывается с выше упомянутым созвездием Пабильсаг (Стрелец), а также при Абукуне. В комментарии Кифишина отмечается, что

"Появление имени прославленного героя шумерского эпоса «О всё видавшем» (и в то же время реальной исторической фигуры) уже почти не удивляло… Что касается формального обозначения Гильгамеша (gis-bilga-mes «Герой, (из) огня древом (выходящий)»), то оно известно и в другом варианте, как раз и встреченном на Каменной Могиле: gis-KAL-tiku, имеющий древо KAL (= крылатый человеко-бык, гений хранитель душ мужского поля)". Древнейшие, XII-VII надписи Шу-Нун прочитаны Кифишиным так:

«В Праведные годы Ишкур (был) великим судьёй Ашнаны [богини зерна. Ишкур – Бог-громовержец араттов и шумеров – это воплощение Мамонта, воспоминание о котором в фольклоре славян сохранилось под именем Ящера].

Мамонт – (это) Ниндара [богиня Бездны, позднее уподобленная Свинье].

Ниндара – (это) Свинья // Табличка Касима [древнейшего из летопицев].

Масло Суда Воды [не Потопа ли?]…

Уту-паиль странствия познал, Инанна (его) любит. Намтар возвратился. [Намтар у шумеров – Владыка судьбы. Инанна – одна из Праматерей, воплощённая в планету Венера; Ещё одну надпись доклинописных иероглифов Кифишин перевёл так:

"Тот, кто право резать имеет, оплодотворил чрево (богини) и, фаллосом вколотив в неё (свой), разум, воплотил (его посредством рождения) на радость Уту". Ишкур, воспреемник Мамонта, впоследствии бог грозы, оплодотворил Инанну. Но в шумерских мифах вечным женихом Инанны был Думузи, он также упоминается в одном из фрагментов, как умирающий-воскресающий бог-пастух, Осирсис Шумера, направивший семена в борозду. Пастух – одно из распространённых древних названий созвездия Орион. Тогда расшифровка этого фрагмента совпадает с легендой об Исиде и Осирисе: Думузи-Пастух своим фаллосом (Поясом Ориона) вколотил свой нус-разум в богиню Инанну, посредством рождения трёх солнцеподобных появлений Сириуса среди ночи, на радость дневному Уту-Солнце.

Теперь становится понятной, та важная роль, которая отводилась Инанне в шумерской мифологии: Она была Изидой шумеров, не зря же одно из имен египетской Изиды – Инанна. Становится понятным и фрагмент, в котором Думузи называется Драконом.

Источник:
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/16/9662
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook

Похожие публикации




Новости стихов в 2018 году - карандаш, ручка, вжух

Начиная писать стихи главным образом поэт должен перебрать все чувства о котором он хочет написать. Примером тому служит то что многие поэты сочиняли стихи про своих возлюбленных и любимых.. не так ли? Прежде всего у вас два выхода:

1. Это перечитать множество стихотворений и поэм. Понять систему рифмичности. Освоить это попробовав написать несколько сотен очерков. Или..
2. Просто прочитать свежие новости про стихи в 2018 году и научиться писать самому и подчерпнуть интересный материал, который всегда пригодится в этой жизни.

Наверх