Счетная палата нашла 898 нарушений в закупках на 53,1 млрд руб.
Счетная палата Российской Федерации провела мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации в 2016 году.
Согласно полученным в ходе мониторинга данным, объем объявленных открытых закупок государственного, муниципального и корпоративного сектора в целом по стране в 2016 г. составил порядка 32,2 трлн руб. (рост 9,5%), в том числе: 3 млн закупок на 6,5 трлн руб. в рамках 44-ФЗ (рост - 1,5%) и 1,5 млн закупок на 25,7 трлн руб. в рамках 223-ФЗ (рост – 11,6%).
По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2016 г., выявлено 898 нарушений законодательства в сфере закупок на общую сумму 53,1 млрд руб., в том числе 823 нарушения 44-ФЗ на общую сумму 48,8 млрд руб. (в 2015 г. – 450 нарушений на общую сумму более 17 млрд руб.) и 75 нарушений 223-ФЗ на общую сумму 4,3 млрд руб. (в 2015 г. 20 нарушений на 620 млн руб.).
По итогам проверок Счетной палатой отмечен ряд положительных изменений в части реализации 44-ФЗ, в том числе рост относительной экономии по результатам закупок для федеральных и муниципальных нужд – 8,8% (по итогам 2015 г. - 7,6%). Также произошел рост объявленных закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций - на 35% (объявлено в 2016 году на сумму 1,9 трлн. рублей).
Кроме того, начиная с 2017 г., унитарные предприятия должны осуществлять закупки по 44-ФЗ, за исключением закупок, которые финансируются за счет грантов, и в случае, когда предприятие является исполнителем по контракту и привлекает третьих лиц. При этом в конце 2016 г. был внедрен механизм исключения отдельных ФГУП из-под действия 44-ФЗ, в настоящее время список исключений составляет 68 предприятий.
Среди отрицательных моментов реализации 44-ФЗ отмечается отсутствие на протяжении двух последних лет роста показателей конкурентности закупок (среднее количество участников закупок – 3 заявки на 1 лот). Причины, по мнению Счетной палаты, постоянно меняющееся и сложное законодательство о контрактной системе, что затрудняет правоприменительную практику, а также затянувшийся переход на электронные конкурсы и запросы котировок.
Мониторинг также выявил ряд проблем при планировании, нормировании и обосновании закупок. Так, планы закупок не стали в полной мере источником обоснований бюджетных ассигнований на закупки при формировании бюджета на 2017-2019 гг. Сохраняется значительный разброс предельных цен на одноименные товары у различных федеральных органов исполнительной власти (от 4 до 37,5 раз). По-прежнему, выявляется значительное количество нарушений при обосновании начальных (максимальных) цен контрактов. Однако, Методические рекомендации, которыми руководствуются государственные заказчики, носят необязательный характер, что не влечет ответственности за их неприменение или неправильное применение, а также имеет риски неэффективного расходования бюджетных средств. Очередной раз отложено внедрение Каталога товаров, работ, услуг как одного из источников информации о рыночных ценах.
Кроме того, выявлены коррупционные риски, связанные с установлением необоснованного размера аванса по долгосрочным контрактам, условия которых не предполагают выполнения значительного объема работ в первые годы строительства. Ситуация позволяет подрядчикам размещать большую часть полученных средств от заказчика в банках для получения процентного дохода.
Что касается корпоративных закупок (223-ФЗ), то здесь положительных изменений пока не отмечено, коррупционные риски сохраняются.
Так, доля открытых и понятных процедур конкурса и аукциона, по-прежнему, остается незначительной (за 2016 г. – 5,1%, за 2015 г. – 4,1%). Снизилось среднее количество заявок, подаваемых участниками конкурентных способов закупок на 1 лот (в 2016 г. - 1,66 заявок, в 2015 г. – 1,76). Относительная экономия по результатам закупок также снизилась с 1,75% до 1,55%.
Причины низкой конкуренции и эффективности:
- отсутствие исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок (корпоративными заказчиками применяется около 5000 способов закупок), сохраняется большое количество электронных площадок (более 170 площадок).
- отсутствие исчерпывающего перечня оснований для заключения договора с единственным поставщиком. 223-ФЗ позволяет устанавливать неограниченное количество случаев осуществления закупок у единственного поставщика, уходя от конкурентных процедур закупок.
- отсутствие в 223-ФЗ норм, направленных на повышение эффективности расходования средств на закупки (необходимость обоснования начальных (максимальных) цен договоров, запрет на конфликт интересов).
По итогам проведенного мониторинга Счетная палата предлагает:
- обеспечить последовательное внесение изменений в законодательство о контрактной системе в сфере закупок, вступающих в силу с начала следующего финансового года;
- провести анализ предельных цен на закупаемые товары, работы, услуги и принять меры по сокращению их значительного разброса;
- разработать нормативный правовой акт о порядке применения методов определения начальной (максимальной) цены контракта вместо Методических рекомендаций, носящих не обязательный характер для применения;
- закрепить за Правительством Российской Федерации полномочие по изданию нормативного правового акта о порядке авансирования государственных контрактов (договоров), в том числе в зависимости от объема выполняемых работ с учетом этапов исполнения контракта (договора) (в настоящее время указанные вопросы частично регулируются постановлениями Правительства РФ о мерах по реализации федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период);
- внести изменения в 223-ФЗ, устанавливающие исчерпывающие перечни конкурентных способов осуществления закупок, основания для заключения договора с единственным поставщиком, необходимость обоснования НМЦК, запрет на конфликт интересов закупочной комиссии заказчика и участников закупок.
Пресс-служба Счетной Палаты
Источник:
Новости
http://ancb.ru/news/read/4211
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Новости
http://ancb.ru/news/read/4211
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Похожие публикации
Новости строительства в 2018 году - ценообразование, космодром и другое
Что несёт нам в массы строительство? Строительство если данную тему рассматривать из давних времён - это постройка руками человека жилища каких-то устройств для добывания определённых ресурсов. В нашем веке в строительстве появились новые технологии, которые с каждым днём идут в ногу со временем. Уже сейчас проектировщики создают такие шедевры, глаз смотрит и радуется. А сколько усовершенствованных и новых материалов появилось за последнее время - их просто не пересчитать.Поэтому за новостями строительства в 2018 году нужно следить. Особенно эта информация будет интересна, кто занимается этим вплотную и каждый день - одним словом профессионал в своей сфере.