Испортит ли евразийцев «газовый вопрос»
15 марта, 2017.
Ia-center.ru
Освещая итоги состоявшегося 7 марта в Бишкеке Евразийского межправительственного совета, многие СМИ акцентировали внимание на «газовом споре», возникшем между представителями России и Белоруссии. Мнениями по этому поводу и по иным аспектам встречи премьер-министров поделились эксперты государств-участников ЕАЭС в ходе недавнего видеомоста «Взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза», организованного на площадке МИА «Россия сегодня».
Кубатбек Рахимов, председатель Комитета по промышленной политике Торгово-промышленной палаты Кыргызстана (Бишкек):
- Несмотря на противоречия, которые есть и которые будут присутствовать в нашей совместной работе, ЕАЭС, по моему глубокому убеждению, уже состоялся как интеграционное объединение. Мне импонирует и то, что острые и актуальные вопросы мы обсуждаем сегодня «без политеса».
В частности, выступление премьер-министра Белоруссии и ответ ему премьер-министра России по поводу дисгармонии в столь щепетильном вопросе, как нефтегазовый, говорит о том, что необходимо ускорять формирование общих рынков нефти и газа, а также транспорта.
В договоре о создании ЕАЭС эти вопросы отложены на перспективу 2021-2025 годов. Но складывающаяся ситуация свидетельствует: не стоит идти на поводу у российских и казахстанских нефтегазовых монополий и оттягивать решение проблем. Особенно с учетом нашей уязвимости перед электоральными циклами, с учетом того, что наши политические интересы во многом не совпадают, что у каждой страны имеются свои проблемы.
Сила России и сила Казахстана – углеводороды, которые еще пока не ушли со сцены, это также ядерная энергетика, это общие рынки зерна, металла. И встреча в Бишкеке показала: отсрочка формирования общих рынков нефти, газа и транспорта чревата последствиями в первую очередь для стран тройки государств-основателей ЕАЭС.
Вячеслав Ярошевич, заведующий кафедрой финансов Международного университета МИТСО (Минск):
- Проблема Белоруссии заключается в том, что это одна из немногих, а, возможно, единственная республика ЕАЭС, в основе экономики которой, как и в советские времена, лежит обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство – то есть реальный сектор. Поэтому, естественно, наши чаяния в интеграции нацелены на их развитие, что в определенной степени отличается от интересов партнеров: Белоруссия действительно очень заинтересована в преимуществах по ценам на энергоносители. И это очевидно не только с точки зрения интересов республики, но и с точки зрения логики интеграционных объединений вообще.
Хотел бы напомнить, что европейская интеграция начиналась на сближении Франции и Германии по совершенно конкретным проблемам, связанным с производством стали, немецкий уголь и французское железо работали на общую идею.
Поэтому и белорусская сторона старается дать понять, что во всем должна быть логика и очень четкая работа по «деталям». Нельзя построить «крышу», не построив мощный «фундамент», которым выступает общий энергетический рынок.
Дискуссия в Бишкеке по поводу цен на энергоносители произошла в связи с тем, что в цене, которую запланировал «Газпром» на этот год для Беларуси, 99,9 долларов – расходы на транспортировку, хранение и прочие опции «Газпрома». И только 40 долларов – цена самого газа.
Но мне кажется, за 100 долларов газ можно привезти в жидком виде из любой точки мира…
Вопросы, которые поднимает Белоруссия, совершенно естественны с учетом того, в каком состоянии пребывает сейчас не только экономика республики, но и экономики стран партнеров. Россия постепенно выходит из кризиса, по оценке Центробанка, прошлый год рассматривается в плюсе. В Белоруссии при этом продолжается самая сильная с 90-х годов рецессия, сокращается уровень доходов населения.
Да, наша своеобразная экономическая модель достаточно дорогостоящая. Но, тем не менее, мы – ярые сторонники интеграции, и упреки в наш адрес по поводу того, что мы пытаемся решить личные вопросы за счет партнеров по интеграции, не совсем корректны. Мы ратуем за общие интересы ЕАЭС, за устранение барьеров, которых пока остается очень много.
Мне хотелось бы, чтобы на Белоруссию смотрели более объективно. Мы маленькая страна, но наша экономическая модель дает возможность акцентировать именно те проблемы, которые другим партнерам кажутся либо второстепенными, либо они их не готовы выносить на публичное обсуждение.
Третий год рецессии, думаю, мы не в состоянии потянуть. В прошлом году из-за сокращения поставок нефти упал на 1,5% и экспорт нефтепродуктов. В этом году мы можем потерять столько же, если не больше. Полагаю, никому из партнеров по ЕАЭС это не нужно.
Александр Гусев, директор института стратегического планирования и прогнозирования, главный научный сотрудник Института социологии РАН (Москва):
- Двусторонние отношения в рамках ЕАЭС подспудно играют существенную роль. И отношения России со стратегическими партнерами по интеграционному объединению строятся, конечно, исходя из той экономической ситуации, которая складывается в настоящее время.
Санкции, действующие в отношении России – не прерогатива Российской Федерации, нас вынудили работать в таких условиях. Понятно, что санкционное давление со стороны Запада оказывает и косвенное влияние на взаимоотношения государств внутри ЕАЭС. В связи с этим Россия не может помогать партнерам в таких объемах, в каких это было раньше.
Экономически нам приходится сейчас достаточно тяжело. Но, тем не менее, что касается газа, то мы странам Европейского союза продаем его по 190 долларов за тысячу кубических метров, а партнерам по ЕАЭС – на 60 долларов дешевле.
Но нужно учитывать и такой момент: два года назад на внешнем рынке мы продавали его по 380 долларов! Поэтому, конечно, доходная часть бюджета РФ существенно «просела».
Мы тоже хотели бы, чтобы режим торговли с дружественными странами был более благоприятным, но пока такой возможности нет. И именно об этом говорил Дмитрий Медведев.
Более того, политическая конъюнктура, складывающаяся после выборов президента Соединенных Штатов, ставит перед нами еще более сложные задачи. Наивно полагать, что действующая администрация Дональда Трампа будет смягчать позицию в отношении нашей страны и в отношении Евразийского экономического союза. Этого не будет, нужно снять розовые очки: улучшения российско-американских отношений в ближайшее время не предвидится. И это вновь косвенно отразится на отношениях в формате Евразийского экономического союза. К этому нужно быть готовыми и понимать, что только совместными усилиями мы разрешим наши общие проблемы.
Елена Кузьмина, заведующая сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова (Москва):
- На мой взгляд, реальные итоги встречи в Бишкеке остались в тени «газового спора», который активно тиражировали масс-медиа. Понятно, это специфика работы журналистов, но действительно заслуживает внимания иной факт: в ходе встречи премьер-министров были подписаны десять соглашений. И если посмотреть хотя бы их названия, нетрудно заметить: это фактические результаты работы по важным и актуальным направлениям.
Не хочу повторять как мантру, но мы действительно совместно развиваемся не так давно. В тот момент, когда мы пришли к созданию Евразийского экономического союза, у наших государств сложились абсолютно разные законодательства и абсолютно разные возможности развития тех или иных отраслей. Более того, в очень многих странах до сих пор не преодолена тенденция деиндустриализации, не говоря уже о модернизации промышленности. Такие вопросы не решаются в одночасье. На это требуются очень серьезные средства и, самое главное – системная работа. И, судя по тому, какие были подписаны соглашения, работа эта ведется.
Конечно, есть и внешнее противодействие формированию ЕАЭС, и вопросы, которые каждая из стран стремится решать с позиции своих национальных интересов. Но я абсолютно не согласна с тем, что ЕАЭС дышит на ладан и вот-вот распадется. Именно те результаты межправсовета, которые прошли незамеченными и для СМИ, и для большинства населения наших стран, об этом свидетельствуют.
Надеюсь, все документы будут выставлены на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, после чего, считаю, было бы целесообразно собраться экспертам государств ЕАЭС и обсудить, в каком направлении дальше будет двигаться Евразийский экономический союз, исходя из положений подписанных документов.
Ia-center.ru
Освещая итоги состоявшегося 7 марта в Бишкеке Евразийского межправительственного совета, многие СМИ акцентировали внимание на «газовом споре», возникшем между представителями России и Белоруссии. Мнениями по этому поводу и по иным аспектам встречи премьер-министров поделились эксперты государств-участников ЕАЭС в ходе недавнего видеомоста «Взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза», организованного на площадке МИА «Россия сегодня».
Кубатбек Рахимов, председатель Комитета по промышленной политике Торгово-промышленной палаты Кыргызстана (Бишкек):
- Несмотря на противоречия, которые есть и которые будут присутствовать в нашей совместной работе, ЕАЭС, по моему глубокому убеждению, уже состоялся как интеграционное объединение. Мне импонирует и то, что острые и актуальные вопросы мы обсуждаем сегодня «без политеса».
В частности, выступление премьер-министра Белоруссии и ответ ему премьер-министра России по поводу дисгармонии в столь щепетильном вопросе, как нефтегазовый, говорит о том, что необходимо ускорять формирование общих рынков нефти и газа, а также транспорта.
В договоре о создании ЕАЭС эти вопросы отложены на перспективу 2021-2025 годов. Но складывающаяся ситуация свидетельствует: не стоит идти на поводу у российских и казахстанских нефтегазовых монополий и оттягивать решение проблем. Особенно с учетом нашей уязвимости перед электоральными циклами, с учетом того, что наши политические интересы во многом не совпадают, что у каждой страны имеются свои проблемы.
Сила России и сила Казахстана – углеводороды, которые еще пока не ушли со сцены, это также ядерная энергетика, это общие рынки зерна, металла. И встреча в Бишкеке показала: отсрочка формирования общих рынков нефти, газа и транспорта чревата последствиями в первую очередь для стран тройки государств-основателей ЕАЭС.
Вячеслав Ярошевич, заведующий кафедрой финансов Международного университета МИТСО (Минск):
- Проблема Белоруссии заключается в том, что это одна из немногих, а, возможно, единственная республика ЕАЭС, в основе экономики которой, как и в советские времена, лежит обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство – то есть реальный сектор. Поэтому, естественно, наши чаяния в интеграции нацелены на их развитие, что в определенной степени отличается от интересов партнеров: Белоруссия действительно очень заинтересована в преимуществах по ценам на энергоносители. И это очевидно не только с точки зрения интересов республики, но и с точки зрения логики интеграционных объединений вообще.
Хотел бы напомнить, что европейская интеграция начиналась на сближении Франции и Германии по совершенно конкретным проблемам, связанным с производством стали, немецкий уголь и французское железо работали на общую идею.
Поэтому и белорусская сторона старается дать понять, что во всем должна быть логика и очень четкая работа по «деталям». Нельзя построить «крышу», не построив мощный «фундамент», которым выступает общий энергетический рынок.
Дискуссия в Бишкеке по поводу цен на энергоносители произошла в связи с тем, что в цене, которую запланировал «Газпром» на этот год для Беларуси, 99,9 долларов – расходы на транспортировку, хранение и прочие опции «Газпрома». И только 40 долларов – цена самого газа.
Но мне кажется, за 100 долларов газ можно привезти в жидком виде из любой точки мира…
Вопросы, которые поднимает Белоруссия, совершенно естественны с учетом того, в каком состоянии пребывает сейчас не только экономика республики, но и экономики стран партнеров. Россия постепенно выходит из кризиса, по оценке Центробанка, прошлый год рассматривается в плюсе. В Белоруссии при этом продолжается самая сильная с 90-х годов рецессия, сокращается уровень доходов населения.
Да, наша своеобразная экономическая модель достаточно дорогостоящая. Но, тем не менее, мы – ярые сторонники интеграции, и упреки в наш адрес по поводу того, что мы пытаемся решить личные вопросы за счет партнеров по интеграции, не совсем корректны. Мы ратуем за общие интересы ЕАЭС, за устранение барьеров, которых пока остается очень много.
Мне хотелось бы, чтобы на Белоруссию смотрели более объективно. Мы маленькая страна, но наша экономическая модель дает возможность акцентировать именно те проблемы, которые другим партнерам кажутся либо второстепенными, либо они их не готовы выносить на публичное обсуждение.
Третий год рецессии, думаю, мы не в состоянии потянуть. В прошлом году из-за сокращения поставок нефти упал на 1,5% и экспорт нефтепродуктов. В этом году мы можем потерять столько же, если не больше. Полагаю, никому из партнеров по ЕАЭС это не нужно.
Александр Гусев, директор института стратегического планирования и прогнозирования, главный научный сотрудник Института социологии РАН (Москва):
- Двусторонние отношения в рамках ЕАЭС подспудно играют существенную роль. И отношения России со стратегическими партнерами по интеграционному объединению строятся, конечно, исходя из той экономической ситуации, которая складывается в настоящее время.
Санкции, действующие в отношении России – не прерогатива Российской Федерации, нас вынудили работать в таких условиях. Понятно, что санкционное давление со стороны Запада оказывает и косвенное влияние на взаимоотношения государств внутри ЕАЭС. В связи с этим Россия не может помогать партнерам в таких объемах, в каких это было раньше.
Экономически нам приходится сейчас достаточно тяжело. Но, тем не менее, что касается газа, то мы странам Европейского союза продаем его по 190 долларов за тысячу кубических метров, а партнерам по ЕАЭС – на 60 долларов дешевле.
Но нужно учитывать и такой момент: два года назад на внешнем рынке мы продавали его по 380 долларов! Поэтому, конечно, доходная часть бюджета РФ существенно «просела».
Мы тоже хотели бы, чтобы режим торговли с дружественными странами был более благоприятным, но пока такой возможности нет. И именно об этом говорил Дмитрий Медведев.
Более того, политическая конъюнктура, складывающаяся после выборов президента Соединенных Штатов, ставит перед нами еще более сложные задачи. Наивно полагать, что действующая администрация Дональда Трампа будет смягчать позицию в отношении нашей страны и в отношении Евразийского экономического союза. Этого не будет, нужно снять розовые очки: улучшения российско-американских отношений в ближайшее время не предвидится. И это вновь косвенно отразится на отношениях в формате Евразийского экономического союза. К этому нужно быть готовыми и понимать, что только совместными усилиями мы разрешим наши общие проблемы.
Елена Кузьмина, заведующая сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова (Москва):
- На мой взгляд, реальные итоги встречи в Бишкеке остались в тени «газового спора», который активно тиражировали масс-медиа. Понятно, это специфика работы журналистов, но действительно заслуживает внимания иной факт: в ходе встречи премьер-министров были подписаны десять соглашений. И если посмотреть хотя бы их названия, нетрудно заметить: это фактические результаты работы по важным и актуальным направлениям.
Не хочу повторять как мантру, но мы действительно совместно развиваемся не так давно. В тот момент, когда мы пришли к созданию Евразийского экономического союза, у наших государств сложились абсолютно разные законодательства и абсолютно разные возможности развития тех или иных отраслей. Более того, в очень многих странах до сих пор не преодолена тенденция деиндустриализации, не говоря уже о модернизации промышленности. Такие вопросы не решаются в одночасье. На это требуются очень серьезные средства и, самое главное – системная работа. И, судя по тому, какие были подписаны соглашения, работа эта ведется.
Конечно, есть и внешнее противодействие формированию ЕАЭС, и вопросы, которые каждая из стран стремится решать с позиции своих национальных интересов. Но я абсолютно не согласна с тем, что ЕАЭС дышит на ладан и вот-вот распадется. Именно те результаты межправсовета, которые прошли незамеченными и для СМИ, и для большинства населения наших стран, об этом свидетельствуют.
Надеюсь, все документы будут выставлены на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, после чего, считаю, было бы целесообразно собраться экспертам государств ЕАЭС и обсудить, в каком направлении дальше будет двигаться Евразийский экономический союз, исходя из положений подписанных документов.
Источник:
Новости СНГ
http://www.cisnews.org/news/9842-isportit-li-evraziycev-gazovyy-vopros.html
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Новости СНГ
http://www.cisnews.org/news/9842-isportit-li-evraziycev-gazovyy-vopros.html
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Похожие публикации
Новости государства в 2018 году – первостепенные задачи для всех нас
Новости государства в 2018 году – это первенствующие линии работы государства по воплощению лежащих перед ним задач для реализации определённых задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и назначением. Это действительная деятельность государства, которая имеет предметно политический и общественный характер, общественное развитие деятельности в государстве и за его пределами.Узнавая самые последние новости, которые к слову являются свежими и последними на нашем новостном сайте, вы можете так же поделиться ими, например, с друзьями с помощью социальных сетей. Так же для вашего удобства собрано большое количество государственных новостей 2018 года, которые помогут вам лучше ориентироваться уже сегодня. Так как новости пополняются каждый день.