О. Платонов Основные итоги... Культура. Живопись
Автор: Лека Нестерова
Читаешь, и становится стыдно за наше время, даже за советский период, потому что даже там не было всего того богатства и разнообразия духовной жизни, как в царской России. Самое главное - не было и нет той поддержки со стороны обеспеченных людей простого, но талантливого народа. Вот за это стыдно. В романе Бальзака прочитала в тему: "...ежели дворянство не может дать ни Мольера, ни Расина, ни Руссо, ни Вольтера, ни Масильона, ни Бомарше, ни Дидро, надобно мириться с обойщиками, часовщиками, ножовщиками, дети которых становятся великими людьми". На мой взгляд, очень оригинально и верно сказано. С нашим временем и сравнивать нечего: как до Луны!
Продолжение статьи.
КУЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
В области культурного творчества Россия переживала необыкновенный подъём созидательного энтузиазма. «Россия, - писал И. Бунин, - жила жизнью необыкновенно широкой и деятельной, число людей работающих, здоровых, крепких всё возрастало в ней». «Отовсюду, - вторит ему молодой тогда писатель Скиталец (С.Г. Петров), - как бы выпирало молодую русскую талантливость, всё расцветало… В воздухе веяло обновлением, и, казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными снами». Созидательный подъём, отмечаемый многими современниками, был мощным проявлением чувства национально-культурного возрождения, переживаемого Россией. Именно в конце XIX – начале ХХ века в стране возникли все условия для окончательного разрушения космополитического засилья в культуре, рождённого европоцентристской ориентацией значительной части российской интеллигенции, лишённой национального сознания.
Русское культурное творчество возвращается к истокам и начинает приобретать отчётливо национальные формы, которые совершенствовались и усиливались успехами народного просвещения.
За годы царствования Николая Второго общие расходы на дело народного образования и культуры выросли в 8 раз и более чем в два раза опережали затраты на образования во Франции и в полтора раза – в Англии.
За 1894-1914 годы бюджет Министерства народного просвещения вырос в 6 раз, число учащихся в высших и средних учебных заведениях увеличилось в три раза, а начальных - в два раза. Плата за обучение в высших учебных заведениях в России была во много раз ниже, чем в США и Англии, а неимущие студенты часто обучались бесплатно (!). По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе.
С 1908 года в России вводится обязательное бесплатное начальное обучение.(!) Для этого каждый год открывались дополнительно более 10 тыс. государственных школ (!), число которых к 1913 году достигло 130 тыс. Подавляющая часть русского населения умела читать и писать. Удельный вес неграмотных был незначителен. Из примерно 14% неграмотных большая часть принадлежала к нерусским народам Сибири и Поволжья. Их неграмотность объяснялась традиционными национальными установками этих народов, а не какими-то препятствиями для получения образования.
Искусство является выражением духовного мира народа. В царствование Николая Второго оно характеризуется обнадёживающим переломом в сторону возвращения к национальным основам, традициям, идеалам. Академизм и передвижничество усматривали настоящее русское искусство только с Петра Первого, а до него видели лишь подражательность и примитивность. Прервалась преемственность в развитии духовных начал, которые в любой стране носят прежде всего национальный характер. Извращается само понятие духовности. У «академистов» оно представляется в идеальных античных образцах, у передвижников – в «идейности» и тенденциозности. По сути дела, передвижничество было оппозиционным, антиправительственным течением русской художественной интеллигенции, зачастую лишённой национального сознания и стремившейся показать русскую жизнь односторонне, только в тёмных тонах – если крестьянина, то обязательно бедного и забитого, если купца, то обязательно толстого и пьяного, если чиновника, то обязательно отвратительного и жалкого. Обличительная тенденциозность, очернение «цветущей сложности» русской жизни считались «славнейшей традицией русского искусства». На самом же деле такое мировосприятие духовно обедняло русских художников, вымывало из-под них национальную почву. С конца XIX века в русском искусстве происходит отторжение передвижнического духа. (!)
Мощным толчком для национального возрождения в живописи и архитектуре стало «открытие» русской иконы и церковного зодчества, долгое время считавшихся в образованном обществе жалкими подражательными примитивами. После расчистки русских икон и реставрации древних русских церквей стало совершенно очевидно, что речь идёт о памятниках искусства мирового значения. Перед взором русских людей открылся целый океан великого искусства Древней Руси, носящего духовный характер. Это открытие резко расширило духовное поле и национально-культурный кругозор деятелей русского искусства. Произошло резкое возвышение их духовного потенциала.
Только великий подъём мог родить таких титанов русской национальной живописи, как В. Васнецов, М. Нестеров, М.Врубель, И.Репин, В.Суриков, К.Коровин, В. Серов, И. Левитан, В.Поленов. Росписи В.Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, картины «Страшного суда» и «Всадника апокалипсиса» поражают своей цельностью и мощью духа. В картинах Васнецова «Три богатыря», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич» и во многих других оживает эпический мир Древней Руси, духовно тесно связанный с современной жизнью.
Вершиной русской духовной живописи стали произведения М.Нестерова. Прежде всего, конечно, его участие в росписи того же Владимирского Собора в Киеве – Рождество Христово, Воскресение, Святые Кирилл и Мефодий, Константин и Елена, Филарет и Варвара, Борис и Глеб, Михаил и Ольга. Чарующей духовной мощью полны картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и «Пустынник».
М.Врубель, создавший также целый ряд икон и стенных росписей, поражает обострённым ощущением величия древнерусского искусства, его великой духовности, монументальности и пластической выразительности. Тяготея к древнерусскому искусству, Врубель не подражает ему, а развивает. Великолепны его оформления спектаклей Римского-Корсакого «Садко», «Царская Невеста», «Сказка о Царе Салтане». В картинах «Демон» и «Демон поверженный» Врубель по-новому ставит главный русский вопрос добра и зла, показывает трагическое одиночество личности вне национальной жизни.(!)
Историческая живопись В.Сурикова раскрывает глубокую цельность и полноту духовной жизни России на разных этапах развития. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни, «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и другие его работы стали антологией русской жизни.
В целом же период царствования Николая Второго по количеству великих национальных художников не знал себе равных в русской истории. Существовали целые художественные центры, поставившие своей целью возрождение народного искусства и возвращение к истокам. Такими центрами стали, в частности, Абрамцево, Талашкино, Поленово.
Художественный кружок в Абрамцеве, душой которого был русский предприниматель и меценат С.И. Мамонтов, увлекавшийся пением, музыкой и ваянием, объединял целую плеяду талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актёров, певцов. Здесь создавались живописные полотна, возводились здания в древнерусских архитектурных формах, возрождалось гончарное производство, разрабатывались и декорировались предметы повседневного быта, ставились самобытные спектакли. Через этот кружок прошли все уже перечисленные нами великие русские художники, обогатив друг друга и русское искусство глубоким национальным порывом.
В Талашкине старанием княгини М.К.Тенишевой были организованы художественные мастерские: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. Княгиня собирала «стародавние образцы неугасимой красоты» русского быта и давала им творческое развитие в своих мастерских, превратившихся «в заповедное место, в тот живой родник, у истоков которого взаимно обогащались и декоративно-прикладное профессиональное искусство прославленных корифеев, и народное творчество»*. В мастерских участвовали тысячи человек. Как писал Н. Рерих: «…У священного очага… творит народ вновь обдуманные предметы… Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы. В молодёжи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером».
В поисках новых форма русского искусства большой вклад внесла группа художников, примыкавших к журналу «Мир искусства», душой которого был художник А.Бенуа. Они обогатили русское искусство новыми формами и приёмами, создали красочные образы русской жизни и природы. Н.Рерих, А.Головин, В.Борисов-Мусатов, Е.Лансере, И.Билибин, И.Грабарь, К.Юон, Б.Кустодиев стали своего рода вторым кругом русских художников, вольно или невольно формировавшихся вокруг духовного центра русской живописи, рассмотренного нами выше.
Читаешь, и становится стыдно за наше время, даже за советский период, потому что даже там не было всего того богатства и разнообразия духовной жизни, как в царской России. Самое главное - не было и нет той поддержки со стороны обеспеченных людей простого, но талантливого народа. Вот за это стыдно. В романе Бальзака прочитала в тему: "...ежели дворянство не может дать ни Мольера, ни Расина, ни Руссо, ни Вольтера, ни Масильона, ни Бомарше, ни Дидро, надобно мириться с обойщиками, часовщиками, ножовщиками, дети которых становятся великими людьми". На мой взгляд, очень оригинально и верно сказано. С нашим временем и сравнивать нечего: как до Луны!
Продолжение статьи.
КУЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
В области культурного творчества Россия переживала необыкновенный подъём созидательного энтузиазма. «Россия, - писал И. Бунин, - жила жизнью необыкновенно широкой и деятельной, число людей работающих, здоровых, крепких всё возрастало в ней». «Отовсюду, - вторит ему молодой тогда писатель Скиталец (С.Г. Петров), - как бы выпирало молодую русскую талантливость, всё расцветало… В воздухе веяло обновлением, и, казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными снами». Созидательный подъём, отмечаемый многими современниками, был мощным проявлением чувства национально-культурного возрождения, переживаемого Россией. Именно в конце XIX – начале ХХ века в стране возникли все условия для окончательного разрушения космополитического засилья в культуре, рождённого европоцентристской ориентацией значительной части российской интеллигенции, лишённой национального сознания.
Русское культурное творчество возвращается к истокам и начинает приобретать отчётливо национальные формы, которые совершенствовались и усиливались успехами народного просвещения.
За годы царствования Николая Второго общие расходы на дело народного образования и культуры выросли в 8 раз и более чем в два раза опережали затраты на образования во Франции и в полтора раза – в Англии.
За 1894-1914 годы бюджет Министерства народного просвещения вырос в 6 раз, число учащихся в высших и средних учебных заведениях увеличилось в три раза, а начальных - в два раза. Плата за обучение в высших учебных заведениях в России была во много раз ниже, чем в США и Англии, а неимущие студенты часто обучались бесплатно (!). По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе.
С 1908 года в России вводится обязательное бесплатное начальное обучение.(!) Для этого каждый год открывались дополнительно более 10 тыс. государственных школ (!), число которых к 1913 году достигло 130 тыс. Подавляющая часть русского населения умела читать и писать. Удельный вес неграмотных был незначителен. Из примерно 14% неграмотных большая часть принадлежала к нерусским народам Сибири и Поволжья. Их неграмотность объяснялась традиционными национальными установками этих народов, а не какими-то препятствиями для получения образования.
Искусство является выражением духовного мира народа. В царствование Николая Второго оно характеризуется обнадёживающим переломом в сторону возвращения к национальным основам, традициям, идеалам. Академизм и передвижничество усматривали настоящее русское искусство только с Петра Первого, а до него видели лишь подражательность и примитивность. Прервалась преемственность в развитии духовных начал, которые в любой стране носят прежде всего национальный характер. Извращается само понятие духовности. У «академистов» оно представляется в идеальных античных образцах, у передвижников – в «идейности» и тенденциозности. По сути дела, передвижничество было оппозиционным, антиправительственным течением русской художественной интеллигенции, зачастую лишённой национального сознания и стремившейся показать русскую жизнь односторонне, только в тёмных тонах – если крестьянина, то обязательно бедного и забитого, если купца, то обязательно толстого и пьяного, если чиновника, то обязательно отвратительного и жалкого. Обличительная тенденциозность, очернение «цветущей сложности» русской жизни считались «славнейшей традицией русского искусства». На самом же деле такое мировосприятие духовно обедняло русских художников, вымывало из-под них национальную почву. С конца XIX века в русском искусстве происходит отторжение передвижнического духа. (!)
Мощным толчком для национального возрождения в живописи и архитектуре стало «открытие» русской иконы и церковного зодчества, долгое время считавшихся в образованном обществе жалкими подражательными примитивами. После расчистки русских икон и реставрации древних русских церквей стало совершенно очевидно, что речь идёт о памятниках искусства мирового значения. Перед взором русских людей открылся целый океан великого искусства Древней Руси, носящего духовный характер. Это открытие резко расширило духовное поле и национально-культурный кругозор деятелей русского искусства. Произошло резкое возвышение их духовного потенциала.
Только великий подъём мог родить таких титанов русской национальной живописи, как В. Васнецов, М. Нестеров, М.Врубель, И.Репин, В.Суриков, К.Коровин, В. Серов, И. Левитан, В.Поленов. Росписи В.Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, картины «Страшного суда» и «Всадника апокалипсиса» поражают своей цельностью и мощью духа. В картинах Васнецова «Три богатыря», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич» и во многих других оживает эпический мир Древней Руси, духовно тесно связанный с современной жизнью.
Вершиной русской духовной живописи стали произведения М.Нестерова. Прежде всего, конечно, его участие в росписи того же Владимирского Собора в Киеве – Рождество Христово, Воскресение, Святые Кирилл и Мефодий, Константин и Елена, Филарет и Варвара, Борис и Глеб, Михаил и Ольга. Чарующей духовной мощью полны картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и «Пустынник».
М.Врубель, создавший также целый ряд икон и стенных росписей, поражает обострённым ощущением величия древнерусского искусства, его великой духовности, монументальности и пластической выразительности. Тяготея к древнерусскому искусству, Врубель не подражает ему, а развивает. Великолепны его оформления спектаклей Римского-Корсакого «Садко», «Царская Невеста», «Сказка о Царе Салтане». В картинах «Демон» и «Демон поверженный» Врубель по-новому ставит главный русский вопрос добра и зла, показывает трагическое одиночество личности вне национальной жизни.(!)
Историческая живопись В.Сурикова раскрывает глубокую цельность и полноту духовной жизни России на разных этапах развития. «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни, «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и другие его работы стали антологией русской жизни.
В целом же период царствования Николая Второго по количеству великих национальных художников не знал себе равных в русской истории. Существовали целые художественные центры, поставившие своей целью возрождение народного искусства и возвращение к истокам. Такими центрами стали, в частности, Абрамцево, Талашкино, Поленово.
Художественный кружок в Абрамцеве, душой которого был русский предприниматель и меценат С.И. Мамонтов, увлекавшийся пением, музыкой и ваянием, объединял целую плеяду талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актёров, певцов. Здесь создавались живописные полотна, возводились здания в древнерусских архитектурных формах, возрождалось гончарное производство, разрабатывались и декорировались предметы повседневного быта, ставились самобытные спектакли. Через этот кружок прошли все уже перечисленные нами великие русские художники, обогатив друг друга и русское искусство глубоким национальным порывом.
В Талашкине старанием княгини М.К.Тенишевой были организованы художественные мастерские: столярная, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. Княгиня собирала «стародавние образцы неугасимой красоты» русского быта и давала им творческое развитие в своих мастерских, превратившихся «в заповедное место, в тот живой родник, у истоков которого взаимно обогащались и декоративно-прикладное профессиональное искусство прославленных корифеев, и народное творчество»*. В мастерских участвовали тысячи человек. Как писал Н. Рерих: «…У священного очага… творит народ вновь обдуманные предметы… Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы. В молодёжи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером».
В поисках новых форма русского искусства большой вклад внесла группа художников, примыкавших к журналу «Мир искусства», душой которого был художник А.Бенуа. Они обогатили русское искусство новыми формами и приёмами, создали красочные образы русской жизни и природы. Н.Рерих, А.Головин, В.Борисов-Мусатов, Е.Лансере, И.Билибин, И.Грабарь, К.Юон, Б.Кустодиев стали своего рода вторым кругом русских художников, вольно или невольно формировавшихся вокруг духовного центра русской живописи, рассмотренного нами выше.
Источник:
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/21/12795
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/21/12795
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Похожие публикации
Новости стихов в 2018 году - карандаш, ручка, вжух
Начиная писать стихи главным образом поэт должен перебрать все чувства о котором он хочет написать. Примером тому служит то что многие поэты сочиняли стихи про своих возлюбленных и любимых.. не так ли? Прежде всего у вас два выхода:1. Это перечитать множество стихотворений и поэм. Понять систему рифмичности. Освоить это попробовав написать несколько сотен очерков. Или..
2. Просто прочитать свежие новости про стихи в 2018 году и научиться писать самому и подчерпнуть интересный материал, который всегда пригодится в этой жизни.