Имена. Поэты. Тиё-ни
Автор: Виктор Каблов
С именем этой поэтессы у меня связано прежде всего хайку о стрекозе. «Стрекоза. Прозрачные, стеклянные крылья. Сухие, шуршащие. Огромные глаза, которым нет необходимости двигаться — обзор во все стороны. Нет век, А как они защищены от солнца? Ведь стрекоза весь день на солнце, в японском хокку:
Над ручьем весь день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.»
Из «Записей текущего» , 6.08.86. http://www.proza.ru/2017/01/21/1583
Мне, кажется, что это хайку поразило меня своей образностью еще в школьные годы. И только в последнее время я заинтересовался – кто же автор этого стихотворения? Оказалась японская поэтесса Тиё-ни (1703-1775г.). Кто же она?
Фукуда Тиё-ни , Тиё из Кага (Кага-но Тиё) — японская поэтесса, наиболее известная из женщин-хайдзинов.
Родилась 8 сентября 1703 года .В отрочестве прислуживала местному учителю хайку, и примерно в 7 лет начала писать первые стихи. В 12 лет она серьёзно занялась изучением искусства хокку. Примерно в 16-17 лет она уже обрела большую известность во всей Японии. В 18 лет она поступила в Университет Канадзава , где в 1720 году вышла замуж за бедняка. Рано овдовев и потеряв сына, в 1753 г. Тиё стала монахиней (Тиё-ни значит монахиня Тиё) и провела остаток жизни в монастырях, обучаясь у мастера Сико, ученика Мацуо Басё. Умерла 2 октября 1775 года.
Её хайку отличаются простотой и эмоциональной свежестью. Хайку "Вьюнок" была неотъёмной частью гравюры с её изображением (автор Утагава Куниёси):
За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму!
Некоторые хайку Тиё передают своеобразие женского взгляда на мир:
Я и забыла,
Что накрашены губы мои…
Чистый источник!
Так возвышенно воспринимать источник! Не осквернить его накрашенными губами! И это средние века! Боготворение природы…
Мне вспоминается знаменитые «женские» строчки А. Ахматовой:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
«Песня последней встречи»
Кто-то из поэтов заметил: «Женская часть читателей России вздрогнула - только женщина могла так написать. Только в большом потрясении аристократическая женщина могла перепутать перчатки!.
«Эта «перчатка с левой руки» обошла, кажется, все статьи и книги об Ахматовой, так зрима была психологическая деталь, выдававшая тщательно скрываемое волнение героини. В. Шкловский писал: «Когда Ахматова говорила: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки»,— то это было стилистическим открытием, потому что любовь у символистов должна была появиться в пурпурном круге и должна была быть преобразованием мира, раскрытием премудрости или раскрытием его интернациональной пошлости». Но дело было не только в стилистике — право на поэзию получала, «самая обыкновенная» любовь, с ее драмами, непониманием, доходящим порой до жестокости».
http://www.lovelegends.ru/classics/ahmatova2.php»
Но стилистика Тиё поражает в передаче самых разных событий.
Одно из ее знаменитейших хайку было написано на смерть маленького сына:
О, мой ловец стрекоз!
Куда в неведомую даль
Ты нынче забежал?
Вспоминаю умершего ребенка
Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!
А вот необычная живопись:
Только их крики слышны…
Белые цапли невидимы
Утром на свежем снегу.
И философское:
Сливы весенний цвет
Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку...
Тому, кто ветку сломал.
(Переводы Веры Марковой)
На японском языке, наверняка, эти хайку действуют на подсознание еще сильнее.
Источники
http://japanpoetry.ru/brand/50
https://ru.wikipedia.org/wiki/-
https://ru.wikiquote.org/wiki/-
С именем этой поэтессы у меня связано прежде всего хайку о стрекозе. «Стрекоза. Прозрачные, стеклянные крылья. Сухие, шуршащие. Огромные глаза, которым нет необходимости двигаться — обзор во все стороны. Нет век, А как они защищены от солнца? Ведь стрекоза весь день на солнце, в японском хокку:
Над ручьем весь день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.»
Из «Записей текущего» , 6.08.86. http://www.proza.ru/2017/01/21/1583
Мне, кажется, что это хайку поразило меня своей образностью еще в школьные годы. И только в последнее время я заинтересовался – кто же автор этого стихотворения? Оказалась японская поэтесса Тиё-ни (1703-1775г.). Кто же она?
Фукуда Тиё-ни , Тиё из Кага (Кага-но Тиё) — японская поэтесса, наиболее известная из женщин-хайдзинов.
Родилась 8 сентября 1703 года .В отрочестве прислуживала местному учителю хайку, и примерно в 7 лет начала писать первые стихи. В 12 лет она серьёзно занялась изучением искусства хокку. Примерно в 16-17 лет она уже обрела большую известность во всей Японии. В 18 лет она поступила в Университет Канадзава , где в 1720 году вышла замуж за бедняка. Рано овдовев и потеряв сына, в 1753 г. Тиё стала монахиней (Тиё-ни значит монахиня Тиё) и провела остаток жизни в монастырях, обучаясь у мастера Сико, ученика Мацуо Басё. Умерла 2 октября 1775 года.
Её хайку отличаются простотой и эмоциональной свежестью. Хайку "Вьюнок" была неотъёмной частью гравюры с её изображением (автор Утагава Куниёси):
За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму!
Некоторые хайку Тиё передают своеобразие женского взгляда на мир:
Я и забыла,
Что накрашены губы мои…
Чистый источник!
Так возвышенно воспринимать источник! Не осквернить его накрашенными губами! И это средние века! Боготворение природы…
Мне вспоминается знаменитые «женские» строчки А. Ахматовой:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
«Песня последней встречи»
Кто-то из поэтов заметил: «Женская часть читателей России вздрогнула - только женщина могла так написать. Только в большом потрясении аристократическая женщина могла перепутать перчатки!.
«Эта «перчатка с левой руки» обошла, кажется, все статьи и книги об Ахматовой, так зрима была психологическая деталь, выдававшая тщательно скрываемое волнение героини. В. Шкловский писал: «Когда Ахматова говорила: «Я на правую руку надела перчатку с левой руки»,— то это было стилистическим открытием, потому что любовь у символистов должна была появиться в пурпурном круге и должна была быть преобразованием мира, раскрытием премудрости или раскрытием его интернациональной пошлости». Но дело было не только в стилистике — право на поэзию получала, «самая обыкновенная» любовь, с ее драмами, непониманием, доходящим порой до жестокости».
http://www.lovelegends.ru/classics/ahmatova2.php»
Но стилистика Тиё поражает в передаче самых разных событий.
Одно из ее знаменитейших хайку было написано на смерть маленького сына:
О, мой ловец стрекоз!
Куда в неведомую даль
Ты нынче забежал?
Вспоминаю умершего ребенка
Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!
А вот необычная живопись:
Только их крики слышны…
Белые цапли невидимы
Утром на свежем снегу.
И философское:
Сливы весенний цвет
Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку...
Тому, кто ветку сломал.
(Переводы Веры Марковой)
На японском языке, наверняка, эти хайку действуют на подсознание еще сильнее.
Источники
http://japanpoetry.ru/brand/50
https://ru.wikipedia.org/wiki/-
https://ru.wikiquote.org/wiki/-
Источник:
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/19/11133
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/19/11133
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Похожие публикации
Новости стихов в 2018 году - карандаш, ручка, вжух
Начиная писать стихи главным образом поэт должен перебрать все чувства о котором он хочет написать. Примером тому служит то что многие поэты сочиняли стихи про своих возлюбленных и любимых.. не так ли? Прежде всего у вас два выхода:1. Это перечитать множество стихотворений и поэм. Понять систему рифмичности. Освоить это попробовав написать несколько сотен очерков. Или..
2. Просто прочитать свежие новости про стихи в 2018 году и научиться писать самому и подчерпнуть интересный материал, который всегда пригодится в этой жизни.