Рекомендуем
Устал пыхтеть на работе? Заходи - здесь Мы рассказываем про заработок в интернете в 2025 году, попробуй его в действии.
Новый сервис про заработок в интернете на заданиях, позволяющий вступить в «семью».
Купить индексируемые ссылки

Купить ссылку здесь за руб. Поставить к себе на сайт

Регистрация в каталогах


О пространстве РИТА как арийской тверди

Автор: Александр Ставцев





(из фрагментов лингвокурса)



ФРАГМЕНТ: О ПРОСТРАНСТВЕ РИТА



Вся организация вселенной у русоариев строится в соответствии с космическим порядком рита, что достигается путем борьбы богов с демонами, олицетворяющими силы хаоса: Индра убивает дракона Вритру, сковывавшего течение рек, и выпускает течь воды; Индра находит коров, спрятанных демонами-пани в скале-Вала, и, проломив скалу ваджрой, выпускает коров наружу (корова — важный ведийский космогонический символ). Пространство в мире ведического ария неоднородно и не столько по физическим его характеристикам, сколько по нравственным, в нем существует оппозиция между центром мироздания и периферией.

Центр – это средоточие сакральности. Это точка, где совершается акт творения, который в дальнейшем воспроизводится в ритуале. Образ круга, как и образ колеса являлся основным способом ориентации в пространстве. Через центр сакральности проходит мировая ось, образом которой служило «мировое древо», оно же древо жизни, а также такой осью могла быть священная гора (Меру, Арарат и т.п.) или столп, где находится алтарь и где приносятся ритуальные жертвы. Такой центр является кратчайшим путем, связующим землю и Небо. Чем дальше от центра, тем меньше сакральности, которая на пределе периферии исчезает в царстве Хаоса, в «непространстве», во мраке.

Север и восток считались сферой богов, юг – областью Ямы. Помимо четырех сторон света, Ригведа упоминает пятую сторону – центр вселенной. Пространственная структура вселенной трехчленна: верх – середина – низ. Вообще число 3 в Ригведе является сакральным, Вишну, как соединительное звено между небом и землей, совершает три шага в момент акта творения Индры. В числе 3 третья единица всегда противопоставлялась первым двум как нечто высшее и более совершенное. Недаром третье небо выделяется как обитель Ямы. Молящиеся просят богов подать им тройную защиту. В ритуалах ариев было три ежедневных выжимания сомы.

Пространство ведического ария связано с понятиями света и простора. Просторное пространство - это ничем не стесняющее пространство uru-loka – широкое пространство. Стесненность противополагается широте не столько по его физическим свойствам, сколько по нравственным. Слово amhas , узость, это несвобода, а свобода, в плане нравственном – это нестесненность бедой, поскольку беда – это, в первую очередь, сжатость обстоятельствами, скованность. В том и состояло важное значение космогонических подвигов богов, что они создали широкий и светлый простор из недифференцированной слитности Хаоса. Космогония, отраженная в РВ, циклична: космогонический акт повторяется по прошествии определенного времени. Регулярно совершают Ашвины свой объезд вселенной; появляется, сменяя тьму, сверкающая Ушас; вздымает руки Савитар, давая жизнь всему живому; совершает по небу свой путь Сурья и т. д.— иными словами говоря, космос сменяет хаос регулярно. Потому ведийская космогония имеет ритуальный характер. Цель жертвоприношения — осуществление связи между миром богов и миром людей и содействие закону рита. Таким образом, оно может быть приравнено к связующему звену, соединяющему два космических полюса: небо и землю в образе трехколесной колесницы или нитей ткача и т.п. Предметы, используемые в ритуале, имеют свое соответствие в космогонической символике мифов: жертвенный костер (agni-) и небесный огонь, который зажигают на «тройном месте» (ср. трехчленность вселенной), т. е. три костра, ориентированные на стороны света; жертвенный столб (упра- и др.) и космический столп, опора между небом и землей; алтарь (vedi-), который устанавливают на «пупе земли» (nabhi;), и центр мироздания и т. д.

Другое название пространства в Ригведе – rajas обозначает пространство между небом и землей. Этот раджас, обозначавший воздушное пространство между небом и землей, имеет различные предикаты в Ригведе. Пространство это может быть черным, мглистым. Боги это пространство пересекают, они растягивают пространства, расширяют.





ПРОСТРАНСТВО

ЖЕРТВА

Центр мироздания обозначается словом nabhi, со значениями «пуп», «втулка», центральная точка отверстия, через которую проходит мировая ось, т.е. кратчайший путь, ведущий в сферу богов. Отсюда следует, что набхи – это центр сакральности, мировое древо, опорный столп дома, гора, где Индра убил змея Вритру. Интересно, что в качестве мирового древа в Ригведе выступает дерево ашваттха, т.е. смоковница. В нижнем конце этого мирового древа обитает Варуна, поддерживающий это древо. Пространство космогонических агентов РВ характеризуется взаимозаменяемостью, функциональной тождественностью богов. Богов в их функциях могут замещать даже некоторые символические предметы и понятия: дубина грома, гора, космическое дерево, солнечные лучи, колесо, колесница и др., а также ряд предметов ритуала.

Жрец, совершающий жертвенное возлияние в огонь, тождествен богу Агни — посреднику между богами и людьми, передающему своим пламенем жертвоприно-шение богам ( недаром его называют обычно божественным хотаром, т.е. жрецом. Кстати, другой бог, посредник между миром богов и миром людей Сома, также имеет ярко выраженный ритуальный аспект: сок растения, особо выжимаемый и приготовляемый в ритуале жертвоприношения — напиток бессмертия богов, которому функционально эквивалентны жир (одна из космических субстанций), дождь, мед, молоко, совершающие кругооборот между небом и землей.

В кратком виде описание ведийской модели мира: это пространство, определяемое двумя осями: вертикальной и горизонтальной, пересекающимися в центре. Основная оппозиция, характеризующая эту модель, это «центр — периферия».

Главным для ведийской модели мира является понятие «центра», по отношению к которому описывается пространство' по вертикали и по горизонтали. Центр — это максимум положительного качества различительного признака любой оппозиции, описывающей соответствующее пространство, по мере же удаления от центра это качество уменьшается вплоть до полного-исчезновения (пространство же в этой части трактуется как отрицательная часть модели).

В центре ведийской вселенной находится космический закон рита, скала, алтарь или какой-либо замещающий его предмет, как, например, жертвенный столб, космическое дерево, изофункциональное с жертвенным столбом, жертвенный костер agni. Через этот центр проходит ось axis mundi. Ось — средоточие сакральности, которая уменьшается по мере удаления от него. В центре космоса пребывает рита, вокруг которого сосредоточены боги дэвы - (индивидуальные и групповые), охраняющие рита и живущие в соответствии с ним. На периферии находятся демоны (также индивидуальные и групповые), враждующие с богами и находящиеся вне рита.

Вселенная имеет трехчленную структуру: небо, земля и воздушное пространство. Каждая из этих сфер в свою очередь может делиться далее на три части: три земли, три неба, три воздушных пространства, например, на третьем небе находится обитель царя мертвых Ямы. Из гимнов известна и более древняя, - двучленная модель строения вселенной: 'Небо и Земля' (парное божество в РВ) или rodasi две половины мироздания, т. е. Земля и Небо. Основной космогонический подвиг богов заключается в создании третьей, промежуточной сферы: в разъединении слитых между собой Неба и Земли, удерживании их врозь, создании опоры, на которой зиждятся эти два полюса. Этот космогонический подвиг приписывается в РВ целому ряду богов (Индре, Адитьям, Соме и др.). Вселенная, состоящая из двух раздельных полюсов, соединенных через некий третий посредствующий член, становилась, таким образом, упорядоченной.



Ведийская модель мира имеет центростремительный характер, когда сакральный центр обладает притягательной силой по отношению к профанической периферии. Центр мироздания обозначается словом nabhi, со значениями «пуп», «втулка», центральная точка отверстия, через которую проходит мировая ось, т.е. кратчайший путь, ведущий в сферу богов. Отсюда следует, что набхи – это центр сакральности, мировое древо, опорный столп дома, гора, где Индра убил змея Вритру. Интересно, что в качестве мирового древа в Ригведе выступает дерево ашваттха, т.е. смоковница. В нижнем конце этого мирового древа обитает Варуна, поддерживающий это древо. Через центр сакральности проходит мировая ось, образом которой служило «мировое древо», оно же древо жизни, а также такой осью могла быть священная гора (Меру, Арарат и т.п.) или столп, где находится алтарь и где приносятся ритуальные жертвы. Такой центр является кратчайшим путем, связующим землю и Небо.

Чем дальше от центра, тем меньше сакральности, которая на пределе периферии исчезает в царстве Хаоса, в «непространстве», во мраке.

Пространство ведического ария связано с понятиями света и простора. Просторное пространство - это ничем не стесняющее пространство uru-loka – широкое пространство. Стесненность противополагается широте не столько по его физическим свойствам, сколько по нравственным. Слово amhas , узость, это несвобода, а свобода, в плане нравственном – это нестесненность бедой, поскольку беда – это, в первую очередь, сжатость обстоятельствами, скован-ность. В том и состояло важное значение космогонических подвигов богов, что они создали широкий и светлый простор из недифференцированной слитности Хаоса.



Другое название пространства в Ригведе – rajas обозначает пространство между небом и землей. Этот раджас, обозначавший воздушное пространство между небом и землей, имеет различные предикаты в Ригведе. Пространство это может быть черным, мглистым. Боги это пространство пересекают, они растягивают пространства, расширяют.

Пространственная структура вселенной трехчленна: верх – середина – низ.Трехчастное по вертикали, ведийское пространство расположено концентрически по горизонтали вокруг «центра земли» — места жертвоприношения, из которого исходят четыре стороны света.

Из сторон света восток или северо-восток связан с богами, а юг с «отцами» и царством мертвых Ямой. Стороны света постоянно используются в ведийских рядах отождествлений элементов макро- и микрокосма, что указывает на горизонтальную структуру ведического пространства, которая отчетливо отражается в ритуалах: кольцевые ограды, окружающие жертвенный костер и мистически отображающие элементы мироздания.

Термин asura- в РВ амбивалентен, поскольку может обозначать и богов, и демонов но, начиная с ЯВ, обозначает только демонов, четко противопоставленных богам.



Таким образом, ведийская картина мира выглядела как пространство, определяемое двумя осями: вертикальной и горизонтальной, пересекающимися в центре. Основная оппозиция, характеризующая эту модель, которую следует принять за некий инвариант, это «центр — периферия».

Четыре ипостаси Перкунаса соотносятся с четырьмя сторонами света и с четвергом.

Главным для ведийской модели мира является понятие «центра», по отношению к которому описывается пространство по вертикали и по горизонтали. Центр — это максимум положительного качества различительного признака любой оппозиции, описывающей соответствующее пространство, по мере же удаления от центра это качество уменьшается вплоть до полного исчезновения (пространство же в этой части трактуется как отрицательная часть модели). Древнее мифологическое пространство РВ характеризуется взаимозаменяемостью, функциональной тождественностью богов - космогонических агентов. Богов в функции космогонических агентов могут замещать также некоторые символические предметы и понятия: дубина грома (vаdjra-), гора, космическое дерево, солнечные лучи, колесо, колесница и др., а также ряд предметов ритуала.

Пространство в мире ведического ария неоднородно не столько по физическим его характеристикам, сколько по нравственным, в нем существует оппозиция между центром мироздания и периферией. Центр – это средоточие сакральности. Это точка, где совершается акт творения, который в дальнейшем воспроизводится в ритуале. Образ круга, как и образ колеса являлся основным способом ориентации в пространстве. Через центр сакральности проходит мировая ось, образом которой служило «мировое древо», оно же древо жизни, а также такой осью могла быть священная гора (Меру, Арарат и т.п.) или столп, где находится алтарь и где приносятся ритуаль-ные жертвы. Такой центр является кратчайшим путем, связующим землю и Небо. Чем дальше от центра, тем меньше сакральности, которая на пределе периферии исчезает в царстве Хаоса, в «непространстве», во мраке.

Пространство ведического ария связано с понятиями света и простора. Просторное пространство - это ничем не стесняющее пространство uru-loka – широкое пространс-тво. Стесненность противополагается широте не столько по его физическим свойствам, сколько по нравственным. Слово amhas , узость, это несвобода, а свобода, в плане нравственном – это нестесненность бедой, поскольку беда – это, в первую очередь, сжатость обстоятельствами, скованность. В том и состояло важное значение космогонических подвигов богов, что они создали широкий и светлый простор из недифференцированной слитности Хаоса.

Другое название пространства в Ригведе – rajas обозначает пространство между небом и землей. Этот раджас, обозначавший воздушное пространство между небом и землей, имеет различные предикаты в Ригведе. Пространство это может быть черным, мглистым. Боги это пространство пересекают, они растягивают пространства, расширяют. Центр мироздания обозначается словом nabhi, со значениями «пуп», «втулка», центральная точка отверстия, через которую проходит мировая ось, т.е. кратчайший путь, ведущий в сферу богов. Отсюда следует, что набхи – это центр сакральности, мировое древо, опорный столп дома, гора, где Индра убил змея Вритру.

Интересно, что в качестве мирового древа в Ригведе выступает дерево ашваттха, т.е. иудейская смоковница. В нижнем конце этого мирового древа обитает Варуна, поддерживающий это древо. Север и восток считались сферой богов, юг – областью Ямы. Помимо четырех сторон света, Ригведа упоминает пятую сторону – центр вселенной. Пространственная структура такой вселенной трехчленна: верх – середина – низ. Вообще число 3 в Ригведе является сакральным, Вишну, как соединительное звено между небом и землей, совершает три шага в момент акта творения Индры. В числе 3 третья единица всегда противопоставлялась первым двум как нечто высшее и более совершенное. Недаром третье небо выделяется как обитель Ямы. Молящиеся просят богов подать им тройную защиту. В ритуалах ариев было три ежедневных выжимания сомы.

В арийских языках числительные первого десятка соотносятся с лексемами семантического круга: рогатый скот, корова, баран, коза.

Общеарийское oi-d-os восходит к dei deu в значении a deer (олень, doe).

Поскольку отдельное название первой буквы в слове может сохранять значение целого слова, числительное один соотносится с лат. овис, латыш. авс, англ ewe и русск. ов-ца. вспоминается общеарийское гехен в значении скот; движущееся богатство с корнем «эй».

Числительное «два» восходит к deu (олень,корова). Русск. пара и англ. pair соотносятся с общеарийским per.

Числительное «три» (общеарийское treis tris) соотносится с лат. таурус(бык) и терра(земля) и теллус(земля), русск. теленок, иран тар – двигаться.

Числительное «четыре» соотносится с ведоарийским карата (скот) с валлийским gwartheg(скот).

Числительное «пять» (общеарийское пенкве) соотносится с лат. пекус(скот), с латыш. спекс(сила), лат. пакс «мир».

Числительное «шесть» (общеарийское секссвекс укс)соотносится с осет. сак(олень), общеарийским уксен(самец), англ. окс(бык), русск. сука.

Числительное «семь» (общеарийское септам) соотносится с двусложными словами, с присутствием общеарийского дам (одомашненное животное).

Числительное «восемь» (общеарийское октоу) соотносится с корнесложными словами с присутствием окс и деу.

Числительное «девять» (общеарийское неун) является удвоением корня ни.

Числительное «десять» (общеарийское дектам) соотносится с deu в смысле оленькорова и k’em(nd) в значении молодой олень.

Холстхлестать тыкатьткать стежокстегать

В древности единица символизировала человека. Один=человек

Латыш. кайлс (один, одинокий) состоит из общеар. кай (один) и корня из русск. ялов-ой или лит. олаус в том же значении.

В ежегодных ритуалах, связанных с зимним солнцестоянием устраивались специальные состязания поэтов-жрецов а также гонки колесниц и вообще военные игры.

Источник:
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/17/5509
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook

Похожие публикации




Новости стихов в 2018 году - карандаш, ручка, вжух

Начиная писать стихи главным образом поэт должен перебрать все чувства о котором он хочет написать. Примером тому служит то что многие поэты сочиняли стихи про своих возлюбленных и любимых.. не так ли? Прежде всего у вас два выхода:

1. Это перечитать множество стихотворений и поэм. Понять систему рифмичности. Освоить это попробовав написать несколько сотен очерков. Или..
2. Просто прочитать свежие новости про стихи в 2018 году и научиться писать самому и подчерпнуть интересный материал, который всегда пригодится в этой жизни.

Наверх