Araucaria
Автор: Игорь Джерри Курас
***
Ирине Терре
Пойду кормить больного лебедя на пруд,
спугну кармические страхи стылым хлебом;
земные кроны, отражаясь там и тут,
как взрывы множатся и корчатся в полнеба.
Всё отражается: трава и облака;
судьба и смерть; горбатый мостик и аллея;
там птица тянется — здесь тянется рука
её кормящая, и хлебом не скудеет.
Едимым хлебом. Кабы не было вины,
кто вспоминал бы эту кровь и это тело?
Кто этот хлеб (когда бы не было войны —
и страха не было) бросал бы озверело?
Прибитый к берегу невзрачный Лоэнгрин,
зачем непрошеный явился ты крылами? —
и тело-хлеб и кровь-вино своих глубин
с каких высот раскрыл нелепо перед нами?
О, эти образы: надсадны и просты,
как на поверхности воды. По ней идущий,
не так ли притчами налаживал мосты
покуда не был окончательно расплющен?
Хромая птица, с кем боролась ты в ночи?
Кто в состязании открылся пред тобою?
Какие тайные подводные ключи
взывая к битве, тихо плакали к отбою?
Пойду кормить больного лебедя на пруд,
где не отвергнут приношенье стылым хлебом,
покуда ряской не покрылся там и тут
неровный берег от воды до края неба.
Пока не сгинул, не остыл ещё. Пока
и хлеб в руке, и птица белая — белее,
чем отражаются трава и облака;
судьба и смерть; горбатый мостик и аллея.
***
Неспешно утро дождливой ночи —
где певчие птицы слышны над миром,
и воздух призрачен и непрочен,
а клён — всклокочен: сырой и сирый.
Я вышел утром дождливой ночи,
когда перемешаны листья вместе
с водой неровной в ведре, как строчки —
уже ритмичны; ещё не песни.
Неспешно утро дождливой ночи,
когда насекомых задумчив отзвук:
вот он трепещет, а вот — стрекочет,
и вверх звенит сквозь гудящий воздух.
Я вышел слушать. Нездешний, молча
взлетал босиком над травой и слышал
не только отзвук несметных полчищ, —
но звук небесный, скользящий свыше.
Я тоже рядом, но сам нездешний:
и кажется близкий — такой же вроде —
но все кормушки мои, скворешни —
пусты, и травы мои не всходят.
Неспешным утром дышать и слушать;
натянуты струны: вдохнёшь — задеты,
а скажешь слово, и всё порушишь;
молчи об этом — храни обетом.
Дыши один среди этих травных
рассветных созвучий — в их гулкой власти:
как будто с ними и сам на равных —
ещё не часть, но уже причастен.
Ты вышел слушать — доверься уху,
доверься и веткам кленовым, сирым,
чтоб как по нотам иди по слуху
неспешным утром, непрочным миром.
***
Ирэне Орловой
Как хорошо темперирован этот клавир
гор, океана, пустыни, реки, водопада:
склоны полны винограда; овечьего стада
сходит лавина туда, где пристроенный мир
всех бесконечных дорог человечьего стада
кажется тоже включённым в финальный клавир,
но изувеченный вечным движеньем разлада
междоусобного, он поистёрся до дыр.
Каждый умеющий слышать увидит слова;
всякий умеющий видеть услышит, насколько
с горечью времени схожи — простая осока,
злой одуванчик, неровного поля трава.
Если решиться сказать, замечаешь: осока —
там за осокой всплывают другие слова;
вряд ли, едва ли всё это освоишь с наскока —
музыка любит терпенье, и в этом права.
Музыка пальцами любит, губами, чутьём;
неосторожным дыханьем, неровным движеньем:
так по воде водомеркой бежит отраженье,
преображая дрожащий в траве водоём.
О, как прекрасно её по воде продвиженье!
О, как наполнено самым высоким чутьём!
Звуки взлетают, находят своё положенье
так, будто всё остальное уже ни при чём.
***
Андрею Борейко
Вот, скажем, я родился и опять —
мне нужно жить и снова умирать —
и удивлённо вслушиваться в звуки.
Есть только звук, когда ты дирижёр;
есть только звук: протяжен, напряжён —
в ладонях сжат, и обжигает руки.
Покуда бродит вечный Агасфер,
пока цветок в учебной фильме сер,
бутон бесцветен — видишь: осторожно
мир скорлупой потрескался подкожно,
и внутривенно звук течёт вдоль сфер.
Куда же я последую отсель? —
Сосед в вагоне поезда отсел,
заметив, как зову руками буквы
и в воздухе ловлю — чужой испуг ли?
смятение? Посмею ли, несмел?
О, бабочки-слова! Для ваших тел
готовы иглы. Тянетесь на звук вы
мычанья моего — слепые куклы:
две пуговицы вместо глаз, и мел
вокруг крошится — судорожно бел,
и в этот круг уходите из рук вы.
Ты дирижёр. Но движется вагон
сам по себе. Что вымолвишь, вожатый?
Вот вечный век дрожит в ладонях сжатый
и каждый миг с таким же сопряжён, —
Беснуется, глухонемой глашатай:
он взвешен, найден лёгким, предрешён;
а звук в руках, как череп обнажён —
весь на ладони: гладкий и покатый
как я — как ты — немой и виноватый:
и снова умер, и опять рождён.
***
Как мне скучно и грустно — и некому руку подать:
ни в минуту душевной невзгоды, ни там — на перроне,
где, спустившись неловко во тьму, протяну я ладони —
чтобы снова слепыми руками тебя отыскать.
Там на гребне, вдоль насыпи — там, на божественном склоне,
что мне вспомнить удастся? О чём, торопясь, рассказать?
На часах полдевятого. Рано темнеет. Вагон
опустел после станции N. и дорога пустая.
И тоска очевидна настолько, что звёздная стая
в проводах за окном не светлее, чем стая ворон —
вдруг заметишь такое и прочь от окна: мать честная!
На часах полдевятого. Рано темнеет. Вагон.
Я потомок людей из теплушек — не сам по себе,
а по странному выбору слова, что было началом —
и за это мне выпала тайная тяга к вокзалам,
к этим гулким ангарам, где эхо не верит судьбе;
я учился ходить, поспешая шагами по шпалам,
по походке таких же как я различаю в толпе;
и гудки поездов — это небу ночному сигналы,
чтобы горние ангелы горны прижали к губе.
Там, под Лугой, когда электричка тащилась тайком
(в этот год торфяные болота дымились повсюду),
оглашая сквозь копоть пространство безумным гудком,
будто в воду глядя, протыкая иголкой, как в вуду
злого времени куклу, — я тоже с дорожным мешком
был приколот к попутчикам так, будто с ними знаком —
будто вместе я с ними теперь и отдельно не буду.
Там, под Лугой, когда электричка тащилась тайком.
Едкий дым — не отечества может быть, но для чего
притворяться как будто не помнишь, как будто не вспомнишь
этот день, этот дым, этот пакостный привкус его —
это всё, что потом — непонятным довеском: всего лишь
опечаткой нелепой, курсивом с акцентом чужим,
на другом алфавите уже, на другом диалекте,
с адресами иными, с чужими котами в фендленте
и с чужими детьми на коленях, когда, недвижим,
попытаешься вспомнить про дом — но запомнился дым:
бесприютен, бессмыслен, безрадостен и безбилетен.
Звук тяжёл и недолог: прикинулся эхом — затих;
семафорит кому-то пространство мигающим красным:
самых мёртвых путей оживает огонь ежечасно,
если есть в расписании нужные строчки для них —
если только с холодным вниманьем следят сопричастно
непроглядные окна дорожных построек ночных.
Звук тяжёл и недолог: прикинулся эхом — затих.
Кто мне сможет сказать, не приснился ли между двумя
остановками поезда, в стуке колёс неизменном
безбилетного сна — этот страх, разнесённый по венам —
этот вирус последний, уже заселённый в меня?
Что ты хочешь понять в этом дымном, бессмысленном, бренном,
заоконном движении каждого нового дня?
Что ты хочешь слепыми руками во тьме отыскать
там на этом последнем, на этом безлюдном перроне,
там на гребне, вдоль насыпи — там, на божественном склоне:
что-то вспомнить,
и снова забыть, чтобы вспомнить опять?
Boston 2016
***
Ирине Терре
Пойду кормить больного лебедя на пруд,
спугну кармические страхи стылым хлебом;
земные кроны, отражаясь там и тут,
как взрывы множатся и корчатся в полнеба.
Всё отражается: трава и облака;
судьба и смерть; горбатый мостик и аллея;
там птица тянется — здесь тянется рука
её кормящая, и хлебом не скудеет.
Едимым хлебом. Кабы не было вины,
кто вспоминал бы эту кровь и это тело?
Кто этот хлеб (когда бы не было войны —
и страха не было) бросал бы озверело?
Прибитый к берегу невзрачный Лоэнгрин,
зачем непрошеный явился ты крылами? —
и тело-хлеб и кровь-вино своих глубин
с каких высот раскрыл нелепо перед нами?
О, эти образы: надсадны и просты,
как на поверхности воды. По ней идущий,
не так ли притчами налаживал мосты
покуда не был окончательно расплющен?
Хромая птица, с кем боролась ты в ночи?
Кто в состязании открылся пред тобою?
Какие тайные подводные ключи
взывая к битве, тихо плакали к отбою?
Пойду кормить больного лебедя на пруд,
где не отвергнут приношенье стылым хлебом,
покуда ряской не покрылся там и тут
неровный берег от воды до края неба.
Пока не сгинул, не остыл ещё. Пока
и хлеб в руке, и птица белая — белее,
чем отражаются трава и облака;
судьба и смерть; горбатый мостик и аллея.
***
Неспешно утро дождливой ночи —
где певчие птицы слышны над миром,
и воздух призрачен и непрочен,
а клён — всклокочен: сырой и сирый.
Я вышел утром дождливой ночи,
когда перемешаны листья вместе
с водой неровной в ведре, как строчки —
уже ритмичны; ещё не песни.
Неспешно утро дождливой ночи,
когда насекомых задумчив отзвук:
вот он трепещет, а вот — стрекочет,
и вверх звенит сквозь гудящий воздух.
Я вышел слушать. Нездешний, молча
взлетал босиком над травой и слышал
не только отзвук несметных полчищ, —
но звук небесный, скользящий свыше.
Я тоже рядом, но сам нездешний:
и кажется близкий — такой же вроде —
но все кормушки мои, скворешни —
пусты, и травы мои не всходят.
Неспешным утром дышать и слушать;
натянуты струны: вдохнёшь — задеты,
а скажешь слово, и всё порушишь;
молчи об этом — храни обетом.
Дыши один среди этих травных
рассветных созвучий — в их гулкой власти:
как будто с ними и сам на равных —
ещё не часть, но уже причастен.
Ты вышел слушать — доверься уху,
доверься и веткам кленовым, сирым,
чтоб как по нотам иди по слуху
неспешным утром, непрочным миром.
***
Ирэне Орловой
Как хорошо темперирован этот клавир
гор, океана, пустыни, реки, водопада:
склоны полны винограда; овечьего стада
сходит лавина туда, где пристроенный мир
всех бесконечных дорог человечьего стада
кажется тоже включённым в финальный клавир,
но изувеченный вечным движеньем разлада
междоусобного, он поистёрся до дыр.
Каждый умеющий слышать увидит слова;
всякий умеющий видеть услышит, насколько
с горечью времени схожи — простая осока,
злой одуванчик, неровного поля трава.
Если решиться сказать, замечаешь: осока —
там за осокой всплывают другие слова;
вряд ли, едва ли всё это освоишь с наскока —
музыка любит терпенье, и в этом права.
Музыка пальцами любит, губами, чутьём;
неосторожным дыханьем, неровным движеньем:
так по воде водомеркой бежит отраженье,
преображая дрожащий в траве водоём.
О, как прекрасно её по воде продвиженье!
О, как наполнено самым высоким чутьём!
Звуки взлетают, находят своё положенье
так, будто всё остальное уже ни при чём.
***
Андрею Борейко
Вот, скажем, я родился и опять —
мне нужно жить и снова умирать —
и удивлённо вслушиваться в звуки.
Есть только звук, когда ты дирижёр;
есть только звук: протяжен, напряжён —
в ладонях сжат, и обжигает руки.
Покуда бродит вечный Агасфер,
пока цветок в учебной фильме сер,
бутон бесцветен — видишь: осторожно
мир скорлупой потрескался подкожно,
и внутривенно звук течёт вдоль сфер.
Куда же я последую отсель? —
Сосед в вагоне поезда отсел,
заметив, как зову руками буквы
и в воздухе ловлю — чужой испуг ли?
смятение? Посмею ли, несмел?
О, бабочки-слова! Для ваших тел
готовы иглы. Тянетесь на звук вы
мычанья моего — слепые куклы:
две пуговицы вместо глаз, и мел
вокруг крошится — судорожно бел,
и в этот круг уходите из рук вы.
Ты дирижёр. Но движется вагон
сам по себе. Что вымолвишь, вожатый?
Вот вечный век дрожит в ладонях сжатый
и каждый миг с таким же сопряжён, —
Беснуется, глухонемой глашатай:
он взвешен, найден лёгким, предрешён;
а звук в руках, как череп обнажён —
весь на ладони: гладкий и покатый
как я — как ты — немой и виноватый:
и снова умер, и опять рождён.
***
Как мне скучно и грустно — и некому руку подать:
ни в минуту душевной невзгоды, ни там — на перроне,
где, спустившись неловко во тьму, протяну я ладони —
чтобы снова слепыми руками тебя отыскать.
Там на гребне, вдоль насыпи — там, на божественном склоне,
что мне вспомнить удастся? О чём, торопясь, рассказать?
На часах полдевятого. Рано темнеет. Вагон
опустел после станции N. и дорога пустая.
И тоска очевидна настолько, что звёздная стая
в проводах за окном не светлее, чем стая ворон —
вдруг заметишь такое и прочь от окна: мать честная!
На часах полдевятого. Рано темнеет. Вагон.
Я потомок людей из теплушек — не сам по себе,
а по странному выбору слова, что было началом —
и за это мне выпала тайная тяга к вокзалам,
к этим гулким ангарам, где эхо не верит судьбе;
я учился ходить, поспешая шагами по шпалам,
по походке таких же как я различаю в толпе;
и гудки поездов — это небу ночному сигналы,
чтобы горние ангелы горны прижали к губе.
Там, под Лугой, когда электричка тащилась тайком
(в этот год торфяные болота дымились повсюду),
оглашая сквозь копоть пространство безумным гудком,
будто в воду глядя, протыкая иголкой, как в вуду
злого времени куклу, — я тоже с дорожным мешком
был приколот к попутчикам так, будто с ними знаком —
будто вместе я с ними теперь и отдельно не буду.
Там, под Лугой, когда электричка тащилась тайком.
Едкий дым — не отечества может быть, но для чего
притворяться как будто не помнишь, как будто не вспомнишь
этот день, этот дым, этот пакостный привкус его —
это всё, что потом — непонятным довеском: всего лишь
опечаткой нелепой, курсивом с акцентом чужим,
на другом алфавите уже, на другом диалекте,
с адресами иными, с чужими котами в фендленте
и с чужими детьми на коленях, когда, недвижим,
попытаешься вспомнить про дом — но запомнился дым:
бесприютен, бессмыслен, безрадостен и безбилетен.
Звук тяжёл и недолог: прикинулся эхом — затих;
семафорит кому-то пространство мигающим красным:
самых мёртвых путей оживает огонь ежечасно,
если есть в расписании нужные строчки для них —
если только с холодным вниманьем следят сопричастно
непроглядные окна дорожных построек ночных.
Звук тяжёл и недолог: прикинулся эхом — затих.
Кто мне сможет сказать, не приснился ли между двумя
остановками поезда, в стуке колёс неизменном
безбилетного сна — этот страх, разнесённый по венам —
этот вирус последний, уже заселённый в меня?
Что ты хочешь понять в этом дымном, бессмысленном, бренном,
заоконном движении каждого нового дня?
Что ты хочешь слепыми руками во тьме отыскать
там на этом последнем, на этом безлюдном перроне,
там на гребне, вдоль насыпи — там, на божественном склоне:
что-то вспомнить,
и снова забыть, чтобы вспомнить опять?
Boston 2016
Источник:
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/15/12637
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Произведения / Стихи.ру
http://www.stihi.ru/2017/02/15/12637
Источник: Вконтакте
Источник: Одноклассники
Источник: Facebook
Похожие публикации
Новости стихов в 2018 году - карандаш, ручка, вжух
Начиная писать стихи главным образом поэт должен перебрать все чувства о котором он хочет написать. Примером тому служит то что многие поэты сочиняли стихи про своих возлюбленных и любимых.. не так ли? Прежде всего у вас два выхода:1. Это перечитать множество стихотворений и поэм. Понять систему рифмичности. Освоить это попробовав написать несколько сотен очерков. Или..
2. Просто прочитать свежие новости про стихи в 2018 году и научиться писать самому и подчерпнуть интересный материал, который всегда пригодится в этой жизни.