«акрытие космической эры - 2

ќтлична€ стать€ јлександра ћилицкого (sanches)  то убил космонавтику?
 раткий ответ на детективный вопрос, убедительно данный в статье - закон ћура. ¬ бќльшей степени чем другой значительный фактор - окончание ’олодной войны и развал ———–.

” человечества сейчас нет острой нужды колонизировать  осмос. ¬место этого есть интерес к изучению его - как солнечной системы, так и дальних галактик. Ёто изучение развиваетс€ достаточно успешно - марсоходы и межпланетные зонды показавшие в последние годы вблизи кометы, спутники ёпитера, далЄкий ѕлутон. јстрономи€ переживает бурный расцвет с открыти€ми тыс€ч планетных систем, чЄрных дыр, новых типов звЄзд. ƒл€ всего этого присутствие человека в космосе не требуетс€. Ќе нужны в коммерческом смысле и мифические полезные ископаемые с астероидов, и вр€д ли понадобитс€ гелий-3 из лунных пород. ƒаже дл€ сугубо земных задач - св€зь, фотосьЄмка земной поверхности - роль космоса, как ни странно, сокращаетс€ за последние 10-15 лет с развитием оптоволоконной передачи данных и атмосферных дронов.

»нтегральные микросхемы по€вились в начале 60-х, примерно в одно врем€ с открытием космической эры, а сам закон ћура был сформулирован в 1965-м. ¬ те годы число людей воодушевлЄнных  осмосом скорее всего во много раз превосходило число задумывающихс€ о микроэлектронике. Ќо экспоненциальный рост - это такой лом, против которого нет приема, если нет другого лома, то есть другой экспоненты. ј в ракетно-космических технологи€х экспоненты, подобной закону ћура, не сложилось. “от факт что сконструированный более полувека назад научно-технический шедевр "—оюз" конкурентоспособен до сих пор, в то врем€ как в большинстве других областей полувековой экземпл€р представл€ет лишь музейсный интерес - свидетельствует как раз об этом.

...¬ ———–, к счастью, программа "Ёнерги€ Ч Ѕуран" развивалась параллельно с использованием "—оюзов", отказыватьс€ от которых никто не спешил. Ёто позволило –оссии не прерывать программу пилотируемых полЄтов после еЄ закрыти€ и даже неплохо заработать на космическом извозе. ќднако расхожа€ точка зрени€, будто "Ѕуран" был убит в результате разрухи и бардака начала 90-х, имеет мало общего с реальностью. Ёта программа всЄ равно неизбежно была бы закрыта. ƒл€ сверхт€жЄлых носителей масштаба "Ёнергии" и огромных космических челноков в результате развити€ электроники просто не осталось задач.

ј что же с экспедицией к ћарсу, базами на Ћуне и городами на орбите? ѕрактической необходимости в таких проектах сегодн€ нет: необходимые исследовани€ с успехом провод€тс€ небольшими и недорогими автоматическими аппаратами, отлично справл€ющимис€ с теми задачами, решение которых в 60-х гг. было совершенно невозможно без участи€ человека. ѕоэтому, скорее всего, ни пилотируемой экспедиции на ћарс, ни баз на Ћуне мы в ближайшие дес€тилети€ так и не увидим...

“ех кто дрочит на ћаска почти наверн€ка ожидает разочарование. ѕо самым оптимистическим прогнозам (в которых € очень сильно сомневаюсь) развитие технологий многоразовых спуменей может удешевить вывод груза на орбиту в полтора-два раза. Ќо дл€ освоени€ космоса на новом уровне (в том смысле как это люди понимали в 60-х - с целыми орбитальными городами, колони€ми на других планетах) - нужно удешевление в дес€тки и сотни раз. ј это пока не предвидитс€.

Ќапомню в этой св€зи мою рецензию на фильм "√равитаци€" - "«акрытие космической эры".

Ќовости науки

Ќовости науки и техники в 2018 году - на это стоит посмотреть и прочитать

Ќаука уже сейчас преобладает над техникой, и так должно быть всегда! ¬едь дл€ того чтобы техника была полезна, нужны знани€ по науке. ¬ообще наука - это специфическое название практически всех сфер де€тельности человечества, это может быть: генетика, психологи€, социологи€, виктимологи€, астрофизика, хими€ и так далее. ≈сли углубл€тьс€ и далее - просто это надест перечисл€ть. ќдним словом - наука она везде! „то же касаетс€ техники. “ехника, всегда была к призыву оптимизации человеческого труда, но в тоже врем€ труд можно и разделить как на умственный, так и физический. Ќо тем не менее существовать техника без науки, так же как наука без техники невозможна.

Ќовости которые представлены здесь как раз о науке и технике 2018 году. ќни способны расширить ваши границы понимани€ и утверждени€ жизни в целом. ¬едь не за столети€ми и человек возможно научитьс€ преобладать над наукой, не прибега€ уже к технике. ¬ любом случае - эти новости про науку и технику интересны сами собой, поэтому читайте и поражайтесь ими.